Вышли из комы. Что показал второй тур выборов в Николаеве
-
14:14, 20 November, 2015
В Николаеве я жила пять лет, пока училась в университете. Всегда казалось, что у города большой общественный потенциал. Там активная молодежь, чувствуется энергия. Только на результатах местных выборов это почему‑то не сказывалось. Например, в 2010‑м две трети мест в городском совете получили регионалы.
Конечно, каждый город самостоятельно решает, с какой властью ему жить. Но Николаев в этом смысле всегда решал одинаково. Последние лет десять его политическая жизнь почти не менялась. До тех пор, пока во второй тур выборов мэра вместе с представителем Оппозиционного блока Игорем Дятловым не вышел кандидат от партии Самопоміч. Каково же было мое удивление, когда я узнала, кто баллотируется от Самопоміч! Эй, да это же сисадмин из нашего университета! Вспомнился улыбчивый студент-компьютерщик, игравший в рок-группе. О дальнейшей судьбе Александра Сенкевича после окончания вуза (создал и возглавил успешную IT-компанию, а также баллотировался на выборах мэра Николаева еще в 2014 году), я ничего не знала.
Впрочем, когда отправилась в Николаев освещать избирательную гонку, меня интересовали не карьерные успехи одного из кандидатов. Хотелось узнать, что жители думают о выборах и остается ли Николаев “вотчиной регионалов” — ярлык, от которого город не мог избавиться долгие годы.
Поначалу поразила апатия николаевцев. Мы ходили с фотографом по дворам, и большинство людей, которых встречали, говорили, что не пойдут на выборы, объясняя тем, что за них все решили, и выборы ничего не изменят. Но по мере приближения второго тура ситуация менялась с каждым днем. Возможно, люди увидели, насколько были неравны условия конкуренции между кандидатами.
По всему городу висели билборды с портретом Дятлова, его газета доставлялась почти в каждую квартиру, а сам кандидат стал завсегдатаем телеканала Интер. Оппозиционный блок уверенно несся к своей победе. У Сенкевича же не было больших сумм на кампанию. Но к нему потянулись волонтеры, которые записывались в комиссии, раздавали листовки. Студенты выходили на улицы с самодельными плакатами: “Николаев, проснись, иди на выборы!” Мелкий и средний бизнес бесплатно печатал баннеры, листовки и газеты.
Соцсети и сарафанное радио победили на николаевских выборах телерекламу и билборды. И для города подобный опыт — первый. Сенкевич набрал в три раза больше, чем в первом туре, и обошел своего конкурента на 17 тысяч голосов.
Сейчас многие пытаются выставить частную победу Сенкевича как грандиозную общую победу Самопоміч на юге страны. Но это не так. Это вообще история не про Самопоміч. Это не партийная победа, а общественная. В Сенкевиче люди увидели меньшее зло и надежду.
В Николаеве кандидат от Оппозиционного блока допустил те же ошибки, что и Виктор Янукович во время Майдана. Он просто не почувствовал настроений общества.
Впрочем, их плохо чувствует сейчас и нынешняя власть. Это показали выборы уже в другом месте — Кривом Роге, где во второй тур вышли многолетний куратор города Юрий Вилкул и кандидат от Самопоміч Юрий Милобог. Ученый-орнитолог и бизнесмен Милобог сумел набрать почти столько же, а может, и больше голосов, чем Вилкул-старший (его сын Александр Вилкул, экс-регионал и один из лидеров Оппоблока, в свою очередь проиграл на выборах мэра Днепропетровска представителю УКРОП Борису Филатову). Такого не ожидал никто.
Значит, Кривой Рог устал от «хозяина» города и хочет изменений и реформ. Разве кто‑то еще недавно мог себе представить, что горожане выйдут на улицы и будут кричать: «Вилкул — геть»?
Несмотря на заявление наблюдателей о нарушениях на выборах и попытку добиться пересчета голосов, БПП, Батькивщина и Радикальная партия Ляшко обеспечили кворум для открытия первой сессии горсовета, на которой Вилкула-старшего признали мэром. Это тот случай, когда обычно говорят — “не забудем и не простим”. И хотя активисты все еще добиваются пересчета голосов, при любом исходе выборов избиратели будут помнить, кто, с кем и о чем договорился. Такие договорняки, а также прием в свои ряды бывших регионалов, отвернули людей от партий власти во многих областях.
Но что, безусловно, хорошо: Сенкевич и Милобог смогли побороться за победу только благодаря тому, что выборы в больших городах впервые проходили в два тура. Что бы ни говорили эксперты о низкой явке, второй тур — это шанс для гражданского общества. Кроме того, местные выборы показали, что деньги не всегда являются определяющим фактором. Сергей Думчев в Киеве и Игорь Дятлов в Николаеве залепили своими лицами все улицы, но это не помогло им выиграть.
Украина меняется. И нужно быть очень глупым политиком, чтобы этого не понимать.
Кристина Бердинских, Новое время