О переименовании улиц Николаева. Мнение горожанина

Карта Николаева, 19 век

"Существует два мнения: моё и неправильное". Как часто мы сталкиваемся с этим суждением. А если есть очевидные факты? А если мнений не два, а десять? 

Сегодня мы публикуем точку зрения одного из коренных николаевцев, которому "як-то кажуть, душа болить".

Общее

Главная функция названий улиц – дать возможность человеку быстро и однозначно найти любую точку в городском пространстве. Точность и однозначность названий улиц особенно важны для приезжих: туристов, командированных и т. п.

С точки зрения ориентирования в пространстве идеальной является прямоугольная сетка улиц с нумерацией продольных и поперечных улиц. Так именовали улицы в большинстве городов относительно новых, не стеснённых кольцом оборонительных сооружений. Яркие примеры – сетка «Стрит и Авеню» в Нью-Йорке и «Линии» Васильевского острова в СПб.

В старом Николаеве было несколько таких сеток: Слободские, Военные, Песчаные, Продольные и Поперечные улицы. 

К сожалению, сейчас эти сетки нарушаются бессистемным переименованием улиц. Остаётся загадкой, зачем одну из Слободских улиц назвали в честь Луначарского, и какое отношение к Николаеву имели Володарский и Урицкий. Спросите у первого встречного николаевца: «А что это за люди?» – и вы не получите вразумительного ответа.

Задаче ориентирования хорошо соответствуют и названия, связанные с топографией города: Бугский бульвар, Набережная и Соборная (до тех пор, пока она вела к главному собору города).

Площадь Соборная. Картина Алексеева

Вторичная функция названий улиц – идеологическая. В имени улицы на долгий срок, иногда на века, сохраняется память о людях и событиях, считавшихся выдающимися на момент наименования или переименования улиц. Но такие имена никак не связаны с местностью, со временем стареют и становятся просто непонятными. В пользовании они неудобны.

Сейчас, когда переименовываются улицы, названия которых связаны с лицами и событиями, чьи действия были враждебными нашему народу, или были связаны с преступлениями, вплоть до геноцида, создалась уникальная возможность создать стройную систему топонимики города, удобную для поиска нужного пункта в городе.

В первую очередь, необходимо вернуть первоначальные имена улицам, входящим в сетки с нумерацией улиц (Слободским и т.д.). Возможно, что часть из них сейчас носит имена действительно выдающихся людей. Но удобство пользования важнее идеологии.

Немедленно необходимо переименовать Проспект героев Сталинграда и проспект Ленина и дать им имена «Київський Проспект» и «Херсонський Проспект»Их имена сбивают ориентирование в пространстве. Пусть путешественник, в первый и последний раз, попавший в Николаев, не ломает себе голову, как из Херсона проехать в Киев. И не нужно забывать, что преступления Сталина были осуждены ещё при Советах на ХХ съезде КПСС в 1956 году. Тогда же был переименован город Сталинград.

По форме Ленинский проспект, улицы Чкалова и Чигрина являются бульварами. Но функционально это – проспект и две улицы. Причина простая – у флотских офицеров, строивших город, было немеряно бесплатной земли, вот они и разбили бульвары посередине главных городских магистралей.

Переименования топонимов, носящих имена одиозных личностей (Сталина, Дзержинского, Петровского и им подобных), не вызывают возражений. 

К остальным топонимам нужно относиться осторожнее:
- если нет достойного имени, то старое имя не стоит трогать. Если житель  понятия не имеет, о ком идёт речь, замена улицы имени «Х» улицей имени «У» вызовет только раздражение.

О частностях

Самое двусмысленное название в городе – «Имени 61 Коммунара».

Никакой коммуны в Николаеве не было, да и число потом вызвало, как минимум, один скандал. 

По рассказам старожила, как я понял, он был младшим родственником одного из «коммунаров», дело было так. Генерал Слащёв, лучший фортификатор Российской империи, что не помешало ему быть ярым антисемитом, напился вместе со своими подчинёнными. После этого он решил расправиться с евреями и коммунистами, сидевшими в заключении. Тех, кто, по мнению тюремщиков, был евреем или коммунистом, привезли из тюрьмы к старофлотским казармам. Произошла отвратительная сцена. Заключённые разбегались по площади, а пьяные офицеры с наганами и саблями гнались следом. Кое-кто сумел убежать. Утром открылась жуткая картина – по всей площади валялись трупы.

В революцию творилось многое, куда страшнее, но этот расстрел-рубка произошёл на глазах, несправедливо и бессмысленно. Поэтому он запомнился.

Пёстрой компании, состоявшей из ничего общего не имеющих евреев, коммунистов и одного «немецкого шпиона, жившего в соседнем дворе» придумали имя «61 Коммунар». Так была увековечена весьма сомнительная история, о которой говорить правду стеснялись при Советах, а сейчас и говорить некому.

Я предлагаю дать площади нейтральное имя «Флотський Плац».

Обоснование названия:

- эта площадь, хотя бы периодически, использовалась как плац для муштрования матросов из старофлотских казарм;
- в Николаеве будет площадь с именем, какого не встретишь в другом городе;

- от начала и до конца Адмиральской улицы будут «флотские» названия: Дом офицеров флота; Музей ФлотаФлотский бульвар; Старофлотские казармы и завершающий цикл - «Флотський Плац».

Панорамный снимок площади, 1913 год

Сивашский сквер

На первый взгляд, самое безобидное название. Он назван в честь той части Красной Армии, которая без потерь вброд перешла Сиваш и захватила Крым. Но одновременно на штурм укреплений Перекопа была брошена армия Махно, состоявшая из украинцев-східняків. Укреплённый район построил всё тот же Слащёв, уже в своей главной роли – талантливого фортификатора, там и сложила свои буйные головы армия батьки. А потом были расстрелы и резня в захваченном Крыме. Увековечивать такое событие как-то стыдно.

Пусть сквер этот носит чисто топографическое имя «Гімназичний сквер».  

Улицы, которые вели к старому базару: Рыбная, Сенная, Привозная и Пограничная. Им нужно вернуть прежние имена, это придаст аромат старины центру города. Ведь есть же в Одессе "Привоз", и им гордятся.

Дунаев, Будённый и Чигрин добра людям не принесли, и имена их людям не знакомы.

В стороне остаётся лётчик Чкалов, прославившийся тем, что пролетел под мостом в Нижнем Новгороде (Горьком), а потом погиб в катастрофе, не дожив до войны. Я думаю, он не обидится, если его улице вернут старое имя, так как в Нижнем Новгороде его помнят, чтут, и помпезный памятник поставили.

Название улицы «Пограничная» на украинский язык не переводится, так как при этом теряется и смысл, и звучание – «Кордонна», или только звучание «Крайня». Смысл «Крайня» слишком грустный – в Киеве улица «Крайня» отделяет город от кладбища. С этим именем надо поступить, как с иностранным, оставить «Погранична», при этом сохранится дух старины.

С. Ф. Андреев, Николаевский Базар

View full version