Директор «Николаевкоммунтранс» Мостовой: Кто не хочет работать «по-новому»?

Скандал вокруг конкурса по определению возчиков твердых бытовых отходов, участившиеся пожары на городской свалке, их причины, проблема перезаключения договоров на вывоз мусора, о том, как это влияет на жителей Николаева и чистоту города в целом, НикВести общались с директором коммунального предприятия «Николаевкоммунтранс» Юрием Мостовым.

– 13 июня решением исполкома были утверждены результаты конкурса по определению исполнителей услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в четырех районах города, в двух из них, Ингульском и Заводском, конкурсная комиссия определила победителем – КП «Николаевкоммунтранс». Расскажите, с какими проблемами столкнулось Ваше предприятие принимая на себя обязанности исполнителя услуг по вывозу ТБО?

– Проблема действительно существует.Законодательство в сфере обращения с отходами предусматривает, что все собственники либо пользователи объектов возникновения отходов обязаны заключать договор на вывоз ТБО с юридическим лицом, определенным исполнителем услуг на соответствующей территории, аналогичные требования установлены и Правилами благоустройства нашего города. Законодатель четко указал, что исполнитель услуг определяется по результатам конкурса, который и был проведен в нашем городе. Никаких исключений или оговорок наше законодательство не предусматривает для того, чтобы юридические лица и предприниматели, не определенные исполнителями услуг по результатам конкурса и в отношении которых не существует решений, определяющих их возчиками ТБО, могли в нарушение законодательства заключать на свое усмотрение договора с потребителями услуг по вывозу ТБО, при этом убеждая таких потребителей о наличии «свободного рынка» с «свободным правом выбора желаемого возчика».

Со своей стороны, я в первую очередь как житель города, а потом уже как руководитель коммунального предприятия считаю, что все должны заключать договора с исполнителем услуг, определенным на конкурсной основе, потому что основная цель состоявшегося конкурса, это наведение порядка в сфере вывоза мусора с улиц нашего города, что в свою очередь обеспечит каждый район победителем, ответственным за санитарное состояние в районе. Тогда будет с кого спрашивать. Только в таком случае можно навести порядок.

– А раньше было иначе?

– В предыдущие годы наши горожане наблюдали комичную ситуацию, что с одной и той же контейнерной площадки вывозилось ТБО с контейнеров двумя разными машинами с интервалом между вывозами около 10 минут. Т.е у каждого контейнера был свой возчик. Кто-то вовремя вывез, а кто-то нет. А кто-то, у кого «забыли» вывезти, выбрасывал мусор в чужие контейнеры на совместной площадке. Люди должны платить за услугу, но не их забота думать о том, в какой контейнер им нужно выбросить мусор. Поэтому, я считаю, было принято правильное решение, разработана и запущена система с одним победителем на район. 

– После проведения конкурса ситуация изменилась?

– Нет. «Обиженные» участники рынка пошли по пути сопротивления, причем далеко не «чистого», используя искаженное двоякое понятие рынка: «Я хочу и заключил». Что же сделали предыдущие возчики? Допускаю, что они понимали, что не победят в конкурсе и заранее, в преддверии проведения конкурса, заключили договора с бизнесом, с ОСМД, которые выходят из состава ЖЭКов. Причем во многих случаях мы столкнулись с тем, что договора были сделаны по демпинговым ценам. В таком вопросе однозначно должна быть поставлена точка. Сегодня проводиться конструктивная работа с главами районных администраций. Администрации районов подписали с нами договора, как с победителями конкурса и именно к их полномочиям относиться информирование потребителей о необходимости заключения договора исключительно с победителем конкурса на вывоз ТБО в соответствующем районе.

– Кто считает, что рынок свободный?

– Это касается, прежде всего, фирм ЧП «Эвако» и ДП «Корунд Х». Этим, так сказать, грешат и более мелкие перевозчики мусора. Мало того, и эта ситуация четко прослеживается в Заводском районе. Договора подписаны до конца года и взята предоплата на весь срок действия договора. Сейчас многие говорят: «Мы же уже заплатили деньги до конца года. Как мы теперь можем расторгнуть договор? Ведь нам никто не вернет деньги». 

Я понимаю, рынок свободный, «с кем хочу, с тем и подписываю», но вопрос вывоза мусора тесно связан с жизнедеятельностью города, в котором нужно руководствоваться не принципом «нравится – не нравится», а нормами, прописанными в законодательстве. Те, кто на сегодняшний день по каким-то причинам проиграли конкурс или не принимали в нем участия, могли смело приходить к победителю с конструктивными предложениями о сотрудничестве на условиях субподряда во благо города, что в полной мере позволяет Закон и Правила благоустройства.

– То есть, «Николаевкоммунтрас» готов привлекать субподрядчиков?

– Мы были готовы и до конкурса, и после. Но, повторяюсь, никто не пришел из этих организаций. Вместо этого – затеялась такая борьба, грязь, потоки лжи, подачи в суд. На сегодняшний день, я знаю, что оба этих возчика судятся. ЧП «Эвако» подал в суд на конкурсную комиссию. ДП «Корунд Х» не согласны с выводами комиссии по определению победителя в конкурсе о чем и предъявили свой иск в суд. Но в нарушение цивилизованного порядка, не дождавшись решения судов, указанные предприятия распространяют информацию, о том что «мы (КП «Николаевкоммунтранс, - прим.) незаконный победитель, и суд все поставит на свои места, и все будет по-старому»

– Уточню, сейчас вы оказываете услуги по вывозу ТБО в Ингульском и Заводском районах без каких-либо субподрядчиков?

– Возможность привлечения субподрядчиков предусмотрена Законом о жилищно-коммунальных услугах, поэтому сегодня, с учетом переходного периода мы используем субподрядчиков, у которых машины не столь новые, но имеют боковую загрузку и позволяют забирать контейнеры, которые нельзя забирать с помощью более новых машин с задней загрузкой. В частности, это предприятие – «Стефи».

– Насколько нам известно, после первого июля некоторые возчики, которые согласно их же договорам должны были осуществлять вывоз мусора, не выполняли свои обязательства и во дворах по несколько дней стояли переполненные мусорные контейнеры. Так ли это?

– Да, есть такие прецеденты. Наиболее ярко они проявились в Заводском и Ленинском районах, и спровоцированы проигравшими конкурс по вывозу ТБО в отношении КП «Николаевкоммунтранс», как победителя в этих районах, так как любой факт по не вывозу мусора автоматически связывался с нашим предприятием, без выяснения, кто же на самом деле должен вывозить мусор с тех площадок, где образовались свалки. В действительности же, вывозить должны были те, кто незаконно заключил договора и взял предоплату до конца года.

– На комиссии по ЖКХ депутаты подымали этот вопрос и обсуждали возможность разработки процедуры решения этой проблемы.

– Суть этой проблемы ясна и выдумывать ничего не надо – есть закон. Вопрос просто в одном: чтоб этот закон выполнялся. И решение его следующее. Те же, кто проиграл конкурс, согласны они с этим или не согласны, но по закону они должны были расторгнуть все договора и перенаправить людей непосредственно сюда (в «Николаевкоммунтранс, - прим.) для заключения новых договоров. Но они пошли по другому пути и просто усугубили эту ситуацию. Решение этих вопросов требует значительной затраты времени, а мусор нужно возить своевременно, что явно понимают те, кто играет в незаконного перевозчика. В любом случае, будут предприняты все законные меры, чтобы привести сферу вывоза ТБО в нашем городе в законное русло. Те, кто сегодня не хочет соблюдать закон, причиняя убытки городу и законным исполнителям услуг, обязательно понесут ответственность. 

– Какое количество договоров на вывоз мусора вы уже перезаключили?

– По Заводскому району у нас практически все переговоры с ЖЭКами завершены. Спорные вопросы были со всеми, но там, где есть нормальные адекватные руководители – мы пришли к общему знаменателю при помощи Администрации Заводского района. Где необходим был компромисс, он был достигнут путем переговоров. Единственная проблема –это ЖЭК №10, с которым при подписании договора и согласовании графика вывоза ТБО мы столкнулись с саботажем. Все очевидно, ведь собственниками ЖЭК-10 и ДП «Коруд-Х», (предыдущий возчик в Заводском районе, - прим.), являются одни и те же лица - учредитель и директор ДП «Корунд-Х», учредитель ЖЕК-10 Александр Юлевич. И там просто идет саботирование самыми разными способами. Например, руководством ЖЭК-10 целенаправленно составляются графики на вывоз ТБО, которые не обеспечивают выполнение норм законодательства по образованию и вывозу отходов, т.е. объемы подлежащие вывозу, указанные в графиках на 30% ниже, чем предусмотрено нормами накопления отходов г. Николаева, что заведомо влечет за собой перенакопление отходов и создание свалок на контейнерных площадках. Последствия такой аферы очевидны, мусор на контейнерных площадках, а виновато наше предприятие.

– А что касается Ингульского района?

– В Ингульском районе у нас практически не было таких проблем. Договора с ЖЭКами заключены в полном объеме.

– Какое количество мусоровозов работает сейчас на «Николаевкоммунтрансе»? Действительно ли в прошлом году было закуплено 7 мусоровозов?

– Учитывая печальный опыт прошлых лет, когда частные перевозчики внезапно прекращали вывоз мусора, забирали свои контейнера и мусоровозы, оставляя после себя грязный город, горсовет принял решение, что город должен иметь свои контейнера, мусоровозы на базе коммунального предприятия. Которое уж точно не оставит город в беде и бережно будет эксплуатировать технику и контейнеры при выгрузке ТБО. Именно поэтому, в коммунальную собственность приобретено 7 современных мусоровозов большой вместимости, 4 из них с боковой загрузкой и 3 с задней загрузкой. Одну новую машину с задней загрузкой для Корабельного района получило КП «Обрий – ДКП», а остальные мы. Кстати, стоит отметить, что один новый мусоровоз по объему перевозимого мусора заменяет три-четыре старых, ранее обслуживающих Ингульский и Заводский районы города.

На сегодняшний день практически задействованы все наши машины. Машины с задней загрузкой к сожалению используются не в полном объеме, в связи с неисправным техническим состоянием контейнеров (отсутствуют колеса, - прим), которые ранее уничтожались частными перевозчиками, безразличными к сохранности коммунального имущества. Отсутствие колес, на относительно новых контейнерах, не дает возможности переместить контейнер с контейнерной площадки к подъемнику мусоровоза. 

– В чем состоит проблема с контейнерами?

– На новых контейнерах в Заводском и Ленинском районах кто-то просто срезал колеса. Не то, что там где-то что-то поломалось, а просто срезано, что вообще-то является порчей коммунального имущества. В 2013 – 2014 годах за счет бюджета была закуплены новые контейнеры, которые были переданы на баланс ЖЭКов.  Не имели права ни ЖЭК, ни возчики срезать колеса на контейнерах, избегая затрат на проведение необходимых ремонтов. Этим нанесен серьезный ущерб коммунальной собственности. Никто не хочет за это отвечать. Как это? Всю жизнь грабят город и никто не отвечает. Еще один вопрос, куда делись те колеса, которые были срезаны? Каждое колесо на сегодняшний день стоит минимум 250 гривен. А наши новые машины не могут сегодня работать с контейнерами без колес.

– Сколько ориентировочно таких контейнеров?

– В Заводском районе около 400, а в Ленинском – примерно 300 штук. Все требуют проведения ремонта.

– Когда вы выяснили, что существует проблема с контейнерами?

– Когда мы шли на конкурс в конкурсной документации недостатки контейнеров технического характера отсутствовали, и указывалось, что город обеспечен необходимым количеством контейнеров. В конце июня, готовясь к началу оказания услуг, мы провели ревизию всех контейнеров по двум районам и столкнулись с тем, что предыдущий возчик «Корунд Х», вероятно вместе с собственным частным ЖЭКом, по причине того, что у него были устаревшие машины с боковой загрузкой, срезал колеса на всех контейнерах. Реально, готовясь к работе по вывозу мусора по итогам конкурса, мы планировали использовать новые мощные мусоровозы с задней загрузкой, но как оказалось к глубокому сожалению работать они не могут из-за чьей-то может случайной, а может намеренной халатности. Проблема необходимости срочного восстановления доведена до администраций районов и Департамента ЖКХ. 

– Сегодня особо остро стоит проблема участившихся пожаров на территории полигона твердых бытовых отходов. Сколько таких пожаров было за последнее время? 

– Я возглавляю предприятие с июля 2013 года и могу с уверенностью сказать что около двух лет у нас не было глобальных пожаров. Странно, но за неделю на прилегающей территории к полигону произошло три пожара и нам не хочется никого с этим связывать, и думать о том что кто-то для достижения своих корыстных интересов способствует возникновению техногенной катастрофы, которая может привести к необратимым последствиям. Но с уверенностью могу сказать, что все три случая это не самовозгарания, а поджоги. В двух случаях работники полигона видели убегающих людей. Самый мощный пожар произошел 6 июля, в результате распространения огня со стороны лесополосы, где очагом возгорания была сухая трава. Из-за ветра и жаркой погоды огонь быстро распространился на сухие ветки, складируемые вдоль границы полигона на земле. Если первых два пожара были довольно мелкие и мы собственными силами на полигоне справлялись, то третий пожар нам пришлось тушить дольше с привлечением спасателей ГСЧС в Николаевской области. И благодаря слаженным действиям пожар был локализирован. 

– Для фиксации поджогов вы вызывали правоохранителей?

– Во всех трех случаях представители полиции прибывали на место событий. Но проведенные ними следственные мероприятия положительных результатов не дали. Возможно отсутствие результатов обусловлено сложностью расследуемого дела, ведь найти преступника совершившего поджог практически не возможно. Мы обратились в ГУ НП Николаевской области с просьбой обеспечить контроль за оперативным реагированием и своевременным проведением следственных действий подразделениями полиции, в случае возможного возникновения поджогов на полигоне.

– Есть ли на полигоне те проблемы, о которых говорят в Государственной службе по борьбе с чрезвычайными ситуациями?

– Вчера мы встретились с руководителем ГУ ГСЧС в Николаевской области Максимом Грицаенко, по результатам которой оказалось, что претензии, опубликованные управлением в пресс-релизе после пожара, произошедшего 6 июля, в полной степени соответствуют действительности. Кроме того, с целью предотвращения возникновения чрезвычайных происшествий мы обратились к ГСЧС с просьбой провести внеплановую проверку на полигоне ТБО, по результатам которой уже будут приниматься меры по приведению работы полигона в соответствие с нормами противопожарного законодательства и законодательства в сфере техногенной безопасности.

– Еще одной претензией спасателей, как известно, является отсутствие забора вокруг полигона.

– Да, это один из волнующих нас вопросов, который мы подымали на протяжении последних трех лет. На сегодняшний день желание мера и депутатов наконец совпало, и я надеюсь, на ближайшей сессии проголосуют за изменения в бюджет.

– Сколько денег в бюджете предусмотрено на забор?

– Учитывая, что вопрос строительства и выделение на него денежных средств регулируется местным советом, то заказчиком работ будет выступать Департамент ЖКХ, который на конкурсной основе определит исполнителя, стоимость работ и материалов.

– Вы знакомы с ситуацией во Львове, где, как известно, недавно возник масштабный пожар на городской свалке?

– Хочу отметить что Грибовицкий полигон и полигон ТБО в нашем городе кардинально разняться. Во-первых, на Грибовицком полигоне захоранивались токсические отходы, на нашем полигоне отходы такого вида не захораниваються.  Во-вторых, толщина мусорного слоя в несколько раз больше, чем у нас и в третьих, у нашего полигона есть преимущество – это действующая система откачки биогаза, осуществляемая ООО «ЛНК». Природа полигонов ТБО такова, что гниющие отходы выделяют биогаз, основная составляющая которого - газ метан, воспламенение которого приводит к масштабным пожарам.  

– В Николаеве могло бы такое случиться?

– Надеюсь, что аналогичная ситуация в нашем городе не повториться, поскольку существует санитарная зона более 800 м.по периметру полигона, и тем более после запуска завода по откачке биогаза, основная его масса перерабатывается в электроэнергию, что сводит самовольное возгорание к минимуму.  

– С ноября прошлого года у нас в городе поменялась власть – новый мэр, новый городской совет. За полгода работы, общались ли вы с Александром Сенкевичем? Какая его позиция относительно работы коммунального предприятия «Николаевкоммунтранс», работы городского полигона ТБО, и вообще в сфере оборота мусора в городе?

– Мы обсудили с городским головой Александром Сенкевичем все вопросы работы нашего предприятия, в том числе и те, которые требуют первоочередного решения. Могу сказать с уверенностью, у нас цель одна – чистый и красивый город.    

– Недавно Александр Сенкевич анонсировал проведение в Николаеве в сентябре форума по поиску инвестора по строительству завода по переработке мусора. Что вы знаете об этих планах?

Вопрос строительства завода по переработке мусора очень актуален для г. Николаева,  давно обсуждается и практически мог быть реализован, однако до сегодняшнего дня такого завода в нашем городе нет.  Задача по поиску инвестора для строительства завода общая и для ее решения необходима сплоченная опытная команда. Данный вопрос мы совсем недавно обсуждали с представителями Агентства развития Николаева, с которыми вместе выезжали на территорию полигона и обсуждали аспекты такого проекта. Однозначно, только инвестор с разработанным инвестиционным проектом, учитывающим специфику нашего города и включающим в себя все необходимые технологические процессы по переработке мусора, может обеспечить его полную реализацию. Со своей стороны мы всегда рады сотрудничать со всеми, кому интересно и не безразлично развитие города и проблемы экологии.

Беседовала Катерина Середа, НикВести

View full version