Убийства судей стали нормой для Украины?

В субботу, 15 декабря, в собственной квартире были убиты судья Фрунзенского райсуда Харькова Владимир Трофимов и его семья: жена, сын и его девушка. Тела были обезглавлены. На расследование этого преступления брошены ударные силы милиции и прокуратуры. Одна из основных версий убийства — месть за профессиональную деятельность.

Хотя официально генпрокурор Виктор Пшонка заявил, что всерьез рассматриваются три версии. Первая — профессиональная, вторая связана с хобби служителя Фемиды, коллекционированием антиквариата, и третья — заказное убийство, которое, собственно, могло иметь место при любом из двух озвученных вариантов.

News24UA будет следить за ходом следствия, а пока, в самом начале расследования, обращает на себя внимание реакция общественности. Достаточно почитать любой из форумов, на котором обсуждается эта тема, чтобы понять настроения харьковчан. Несмотря на то, что имя Владимира Трофимова не упоминалось в связи с какими-либо коррупционными скандалами, люди убеждены, что отомстили ему за неправосудное решение.

В последнее время в Украине убийства судей, милиционеров, прокуроров - не редкость. И в оценке этих из ряда вон выходящих происшествий законопослушные граждане все чаще становятся вовсе не на сторону жертв.

Население полюбило "робингудов"

Яркий пример - акции протеста под лозунгом "Свободу Павличенко". Они прокатились уже по всей Украине и вышли за ее пределы. Из узкоспецифических (околофутбольных) протесты очень быстро превратились в ощенациональные, направленные против милицейско-прокурорско-судебного произвола. И дело тут даже не в заключении Павличенко.

13 декабря более 500 человек прошли по центральным улицам Харькова с плакатами "Свободу Павличенко", "Свободу честным - свободу Павличенко", "Вместе и до конца". Остановившись возле здания милиции, молодые парни начали скандировать: "Долой ментовский беспредел", "Революция!", "Сегодня с плакатом, а завтра с автоматом", после чего повернулись к милиционерам спиной, сложив руки за голову.

В ответ на такие акции судьи и МВД начали убеждать общественность, что отец и сын действительно убили судью Зубкова. Ежедневно в сети появляются новые доказательства их вины, документы экспертизы, видеозаписи признания...

Однако все эти убеждения правоохранителей почему-то не действуют. Возможно, дело в том, что все эти лозунги, черные футбольные трибуны, футболки с принтом "Волю честным!" - все это не про Павличенко. Это обо всех, оставшихся на свободе. Об однобоком правосудии и избирательной строгости закона.

Возможно, сами протестующие не отдают себе отчета в том, что для них главный вопрос не в вине или невиновности Павличенко - на месте этой семьи мог оказаться любой, рискнувший вступить в конфликт с наделенным властью противником. И для того, чтобы переубедить протестующих и активную часть общества, правоохранителям надо доказывать не вину осужденных Павличенко, а собственную честность, непредвзятость и законопослушность. Желательно не словом, а делом.

"Очень тревожный симптом, когда народ массово начинает поддерживать насилие над правоохранителями, — сказал социолог Олег Журавский. — Вспомните последние скандальные митинги: в поддержку убийцы милиционера в Киевской области, в поддержку "нежинских робингудов", которые пытались разоблачить милицейскую "крышу" наркоторговцев далеко не законными методами. Это говорит не о том, что население лояльно к преступникам. Это значит, что практически у каждого есть большое желание пойти и набить морду хоть одному судье, милиционеру, чиновнику. И те, кто делает это на практике, находят в глазах сограждан больше понимания, чем сами пострадавшие. По результатам опроса, проведенного Центром Разумкова, оказалось, что 63% украинцев не доверяют милиции и 68% - судам".

Такие опросы проводятся ежегодно, и, к сожалению, уровень недоверия становится все выше и выше.

Игра на чужом поле

Но самих правоохранителей неутешительные цифры не смущают. В ответ на волну протестов Совет судей Украины призвал организаторов и участников акции "Свободу Павличенко!" не давить на суд, так как это влечет за собой юридическую ответственность. Соответствующее заявление размещено на официальном сайте организации.

"Проведение массовых акций с целью склонить суд к принятию желаемого судебного решения является не чем иным, как попыткой давления на суд и вмешательством в деятельность по осуществлению правосудия, что недопустимо в демократическом обществе, — говорится в обращении. — Пусть ваши патриотические чувства членов гражданского общества возьмут верх над желанием публично высказать слова солидарности и поддержки осужденным членам общественного объединения".

Судьи сознательно делают акцент на том, что Павличенко защищают только футбольные болельщики, и только потому, что один из осужденных болел за "Динамо". Но, оказывается, Сергей Павличенко не был особенно активным фаном. А в его поддержку выступают самые разные люди, даже ничего не понимающие в футболе.

Студент КПИ Алексей отказывается называть свою фамилию, но в акциях участвует регулярно. "Судьи говорят, чтобы проявить "патриотические чувства", мы должны сидеть дома и молча принимать любое их решение, даже незаконное, — рассказал Алексей. — Но мы не просим суд принять конкретное решение, мы требуем, чтобы он был объективным и справедливым. Патриотизм — это делать свою страну лучше. А то, что судьи предлагают нам делать, — рабская трусость".

14 декабря в Шевченковском районном суде Киева началось рассмотрение иска Павличенко к исполнительной службе. Напомним, работники ГИС (Государственная исполнительная служба) в декабре 2010 года выбросили семью Павличенко с малым ребенком из их дома и вывезли в неизвестном направлении все их вещи. Сейчас эта служба требует 200 тысяч гривен за "хранение вещей". И хотя Высший спецсуд отменил решение о выселении семьи еще 7 ноября, исполнители все равно хотят, чтобы им заплатила супруга Дмитрия Павличенко.

Бунт бессмысленный и беспощадный

В то же время под Киевом, в Броварах, продолжаются акции в поддержку Виталия Запорожца, осужденного за убийство милиционера к 14 годам лишения свободы. В сентябре дошло даже до драки между милиционерами и митингующими. Версии события, конечно, принципиально отличаются, а официальная правда, естественно, на стороне правоохранителей. Избивать участников акции стражи порядка начали, когда те повесили чучело судьи. Является ли повешение пугала административным правонарушением, не вполне понятно даже специалистам. Но, по словам работников рынка, расположенного рядом с РОВД, милиционеры с дубинками в руках догоняли и били людей. Нескольких человек задержали, потом отпустили.

А началось все в 2011-м. Запорожец с друзьями отдыхал в кафе, туда же пришел майор Николай Симоненко, возник конфликт, в результате милиционер был убит. Так выглядит объективная правда. А вот дальше начинаются версии. Коллеги Симоненко твердят, что он пытался утихомирить пьяную компанию и из-за этого пострадал. Мол, выполнял свой долг и, вообще, по жизни был едва ли не святым. Другие свидетели происшествия и односельчане Запорожца перед сентябрьской акцией рассказали совсем другую историю.

Якобы Симоненко терроризировал село Семиполки, считал его своей вотчиной. Местная милиция, по словам участников акции, вымогала деньги у предпринимателей и творила в селе, что хотела. И в тот вечер майор сам провоцировал Запорожца, оскорблял его, полез в драку. Когда Симоненко лежал без сознания, его коллеги, находившиеся рядом, даже не пытались оказать ему помощь — боялись, что толпа односельчан их просто порвет.

А спустя пару дней начались допросы, на которых побывали почти все жители Семиполок. По их словам, всех жестоко избивали. Но вышестоящие инстанции, не проверяя жалоб, отказывались их принимать. В итоге революция в отдельно взятом селе не состоялась, бунт последствий не имел. К жителям Семиполок присоединились их соседи из Княжичей. Теперь периодически они проводят акции в Броварах. Но районное и областное руководство милиции считает, что врут два села, а не их сотрудники. Иногда они позволяют людям сотрясать воздух, иногда учат дубинками. При этом в Броварском районе Запорожца считают национальным героем.

Однако, коль тысячи сограждан убийцу милиционера оправдывают и даже им восхищаются, то что-то в правоохранительных органах не так.

Война компроматов

От милиционеров не отстают судьи, прокуроры, аккуратно сливая в прессу материалы следствия, которые разглашать нельзя. Таким образом они пытаются убедить общественность в вине осужденных или подсудимых. На днях в сети появилось видео, на котором Сергей Павличенко признается в убийстве судьи Зубкова. Этой записи минимум год, после чего во время суда Сергей неоднократно заявлял, что оговорил себя и отца под давлением. Но запись подается некоторыми изданиями как новость, и создается впечатление, что Павличенко признался вчера.

"Вечером того же дня, в программе "Шустер.LIFE.AДРЕНАЛИН" представитель прокуратуры Геннадий Рыбка заявил, что детали следствия нельзя обнародовать до рассмотрения апелляции, поскольку это является настоящим давлением на суд, — сообщают ультрас киевского "Динамо". — Вместе с тем в сети Интернет начали распространяться другие материалы этого следствия, в частности, некоторые фрагменты оперативной видеосъемки".

Болельщики уверены, что это делают сами представители следствия. Но, как говорится в сообщении "смонтировать можно все, что угодно, кроме правды".

View full version