Миллион долларов или билет на поезд. Что можно получить за победу на Олимпиаде

Древнеримский колесничий Гай Апуллей Диокл, живший во втором веке нашей эры, за свою карьеру заработал почти 36 миллионов сестерциев. В современном эквиваленте это примерно 15 миллиардов долларов. Диокла можно назвать самым богатым спортсменом в истории. Для сравнения, сейчас новостью мирового масштаба может стать то, что баскетболист Леброн Джеймс достиг отметки в миллиард заработанных долларов еще во время выступлений в НБА.

Большинству современных олимпийцев такие состояния могут только сниться, но это не означает, что они тратят свое здоровье, соревнуясь за медали бесплатно. Даже в США, где нет своего министерства спорта, а спортсмены зарабатывают на участие в Олимпиаде благодаря краудфандингу, они все же получают премиальные от Национального олимпийского комитета.

Какие страны щедрее всего награждают за золото Олимпиады, почему Международный олимпийский комитет не хочет платить собственные призовые и как еще могут поощрять олимпийских чемпионов — в материале hromadske.

Страна, которую нельзя называть

Начнем со страны, где олимпийские медали любят так сильно, что даже создали государственную программу по фальсификации допинг-проб, взятых на Олимпиадах. Из-за этого в Токио эту страну представляет только делегация «Олимпийских атлетов из России», а на церемонии награждения вместо государственного гимна звучит Первый концерт Чайковского.

В России золотые медалисты, как и после Рио-2016 получат по 4 миллиона рублей (примерно 54 тысячи долларов), серебряные — 2,5 миллиона (34 тысячи долларов), бронзовые — 1,7 миллиона (23 тысячи долларов). Эта сумма не облагается налогом, к тому же каждый призер Игр (не только чемпион) получит пожизненную стипендию в 52 тысячи рублей.

Вроде бы неплохо, но премиальные, которые не меняются с Сочи-2014, были зафиксированы в рублях, когда доллар стоил значительно меньше — и тогда чемпионы должны были получить примерно 115 тысяч долларов.

Конечно, не следует забывать, что на местном уровне к этой сумме могут добавляться квартиры и премиальные от региональных органов власти (иногда до 2 миллионов рублей), но все равно получается не очень красиво.

Критиковал ли кто-то решение российских олимпийских властей не индексировать суммы выплат? Здесь можно вспомнить, что в России вообще не принято критиковать решения власти.

Сколько заплатит украинский НОК

В Украине призовые более чем вдвое превышают российские. Наш Национальный олимпийский комитет за золото в Токио пообещал выдать 125 тысяч долларов, за серебро — 80 тысяч долларов, за бронзу — 55 тысяч долларов (то есть больше, чем в России за победы).

Учитывая текущие успехи украинцев, если в итоге все сложится наилучшим образом, сумма выплат от НОК все же превысит 1 миллион долларов.

В то же время выплаты традиционно осуществляют в гривнах по курсу НБУ. Помня о том, что такие суммы установлены еще с Лондона-2012, получается, что украинские призеры в гривнах сейчас получат втрое больше, чем 9 лет назад.

Что у соседей?

Впрочем, среди стран постсоветского пространства Украина не является лидером — и даже в пятерку самых щедрых не попадает. Впереди Грузия (318 тысяч долларов), Казахстан (250 тысяч долларов), Азербайджан (248 тысяч долларов), Узбекистан (200 тысяч долларов), Молдова (166 тысяч долларов) и Беларусь (150 тысяч долларов).

Иначе решили ситуацию с премиальными в Эстонии — там просто не платят за успехи на Олимпиаде, зато назначают пожизненную пенсию в 5,5 тысячи долларов в год. Получается меньше 500 долларов в месяц, но если учесть, что средняя продолжительность жизни в Эстонии более 78 лет, то в целом за успех можно заработать 200-250 тысяч долларов.

Кто платит больше всего

В лидерах среди тех, кто выдает победителям много и сразу — тройка из Азии. Это Сингапур (737 тысяч долларов), Тайвань (716 тысяч долларов) и Индонезия (346 тысяч долларов). К тому же в Сингапуре 737 тысяч долларов — это сумма уже после уплаты налогов, а «грязными» спортсмены вообще зарабатывают 1 миллион долларов.

Учитывая то, что за всю историю участия в Олимпиадах Сингапур заработал 5 медалей, риск расходов не слишком большой. Но все равно впечатляет — даже несмотря на то, что речь идет об одной из самых богатых стран Азии.

Однако похоже, что в Азии в этот раз особое отношение к Играм — возможно, из-за желания проявить себя на Олимпиаде именно в родном регионе. В десятку стран с крупнейшими призовыми входят сразу 7 участников из этой части мира.

Полностью список выглядит так:

  • Сингапур — 737 тысяч долларов;
  • Тайвань — 716 тысяч долларов;
  • Индонезия — 346 тысяч долларов;
  • Грузия — 318 тысяч долларов;
  • Бангладеш — 300 тысяч долларов;
  • Казахстан — 250 тысяч долларов;
  • Малайзия — 236 тысяч долларов;
  • Италия - 213 тысяч долларов;
  • Филиппины — 200 тысяч долларов;
  • Венгрия — 168 тысяч долларов.

Как видим, среди лидеров из стран G7, то есть элитного клуба самых состоятельных и влиятельных государств мира, здесь лишь Италия. У ее коллег все скромнее — скажем, США (37 тысяч долларов) и Германия (22 тысячи долларов) далеко позади.

А Великобритания, как и Эстония, не платит своим олимпийцам, считая, что хватит с них и того, что страна поддерживает их подготовку суммой в 57 тысяч фунтов стерлингов.

Бесплатный олимпийский спорт

Как бы скромно ни выглядели эти суммы, ситуация заметно отличается от того, что было в начале олимпийского движения.

Тогда спортсменам было строго запрещено хоть как-то зарабатывать на спорте. Недаром во всех книгах по истории олимпийского движения есть упоминание, что первый олимпийский чемпион по марафону, грек Спирос Луис, кроме медали получил золотой кубок, бочку вина, тонну шоколада, десять коров и тридцать баранов единоразово, бесплатное питание в течение года и пожизненное пользование услугами портного и парикмахера.

Короче говоря, все что угодно, но не деньги. А за 17 лет американца индейского происхождения Джима Торпа лишили наград, которые он получил в Стокгольме-1912 — из-за того, что он играл в бейсбол на полупрофессиональном уровне и получал за это деньги.

Положение не изменилось даже после Второй мировой войны, когда спорт постепенно начал коммерциализироваться. Лишь с 1992 года, когда была отменено требование к участникам Игр обязательно быть любителями, спортсменам разрешили принимать денежные вознаграждения от своих правительств, национальных олимпийских комитетов или частных фондов. Сейчас о бонусах, даже в виде квартир, вовсе не говорит разве что Северная Корея, где такая информация просто является секретной (как и многое другое).

Сейчас все чаще возникают разговоры о том, что Международный олимпийский комитет мог бы и сам награждать спортсменов не только медалями. Ведь, скажем, в США телекомпания NBC заплатила за право трансляции Олимпийских игр до 2032 года 7,7 миллиарда долларов, а рекламы только во время Игр в Токио продала на 1,25 миллиарда.

Предварительно говорят, что в этом году МОК может заработать до 4 миллиардов евро — и определенный кусочек этого пирога справедливо было бы отдать тем, благодаря кому все это становится возможным, то есть спортсменам.

Но в МОК такие предложения пока отвергают, уверяя, что деньги идут на поддержку олимпийского движения будущего. Сами же атлеты, например, в сборной США, имеют право опубликовать до 7 благодарственных сообщений личным спонсорам. В то же время они не могут использовать никакую интеллектуальную собственность Игр, например изображение олимпийских колец.

«Имя вождя» и номер из девяток

Тем не менее, как и во времена Луиса, до сих пор можно получить по крайней мере памятные подарки.

Например, Бен Райан, английский тренер сборной Фиджи по регби-7, которая победила на Олимпиаде в Рио, получил от государства участок земли площадью 1,2 гектара и «имя вождя». А индийский стрелок Абхинав Биндра в 2008 году кроме денег получил пожизненное право бесплатно ездить по железной дороге.

Монгольский дзюдоист Найдангийн Тувшинбаяра в том же 2008-м получил телефонный номер, состоящий из одних только девяток — счастливой цифры в стране. А призерам из ЮАР в плавании и гребле после Игр в Лондоне вручили вместо вознаграждения по корове от местного предпринимателя. Каждому атлету давали выбор — взять живую корову или получить ее эквивалент в виде 140 кг вяленого мяса.

Дмитрий Литвинов, hromadske

View full version