• п'ятниця

    20 вересня, 2024

  • 13.8°
    Ясне небо

    Миколаїв

  • 20 вересня , 2024 вересня

  • Миколаїв • 13.8° Ясне небо

Александр Папир

Александр Папир

Общественный активист

Право на петицию

В начале декабря на сайте горсовета, хоть и в тестовом режиме, но наконец заработала страница для создания электронных петиций. Страница эта якобы предназначена для обкатки системы подачи и подписания электронных петиций в адрес горсовета в рамках выполнения требований статьи 23-1 закона "Об обращениях граждан".

Уже через несколько дней в соцсетях появились комментарии пользователей, недовольных системой авторизации, введённой на этой тестовой странице, так как она предусматривает вход только посредством BankID и Электронной цифровой подписи (ЭЦП). В частности, критические комментарии и вопросы с этим связанные публиковались на предвыборной и персональной страницах Сенкевича в соцсети ВКонтакте. Но реакции на эти комментарии не было. Насколько мне известно, реакции не последовало и через более официальные каналы, такие как николаевские электронные СМИ.

Отсутствие реакции властей вызывает опасения того, что опции входа по BankID и Электронной цифровой подписи, которая вообще непонятно работает ли, останутся единственно возможными способами авторизации. И опасения эти не праздные. Мало того, что николаевский горсовет уже четыре месяца нарушает закон № 577-VIII, так и не запустив в отведённый этим законом срок электронные петиции на своём сайте, он вознамерился ещё и ограничить право николаевцев на их создание.

Мой официальный запрос по этому поводу не прояснил ровным счётом ничего. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





В нарушение положений статьи 19 закона "Об обращениях граждан" начальник Отдела по внедрению электронного управления Батюк как матёрый бюрократ дал мне на него отписку, не ответив ни на один из поставленных вопросов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Между строк можно прочитать что-то вроде "иди ты на... и не е... мозги."

Желание всё-таки получить ответы на заданные вопросы заставило меня обратиться к Батюку уже по телефону, но и тогда он не смог назвать законные основания для такого способа авторизации, сообщив что авторизация по BankID видите ли введена во избежание накрутки голосов, а если я не владею BankID, я смогу воспользоваться дополнительной опцией авторизации, а именно по MobileID, КУПИВ для этой цели специализированную симкарту мобильного оператора. К слову, система MobileID в Украине впервые была представлена только в сентябре сего года и пока широко не внедрена.

Мои аргументы о том, что сайты петиций к президенту, к верховной раде, к Киевсовету успешно функционируют без выкручивания рук гражданам путём принуждения становиться клиентами банков или тратиться на симкарту MobileID, разбивались о мантру Батюка об ужасах накрутки голосов, которую он никак не может допустить. Тот факт, что такой порядок является нарушением прав массы николаевцев, его, похоже, не особенно беспокоил. Любопытно, что по мнению Батюка на сайте президента петиции вообще не работают (!). В какой-то момент в процессе 20-минутных дебатов маска приличия с чиновника спала, и мне в ухо посыпались тирады, приправленные словечками "кароче", "блин" и произнесённые с характерной гнусавой интонацией так, что мне показалось, что я общаюсь с каким-то бескультурным люмпеном в маршрутке.

Вывод из общения с Батюком таков, что возможность создавать и подписывать петиции получат только те, кто является клиентом банка, купил симкарту с поддержкой MobileID или оформил ЭЦП, что является возмутительным и мракобесным попранием данного гражданам законом безусловного права создавать и подписывать электронные петиции, на которое взял курс горсовет.

Согласно статье 23-1 закона "Об обращениях граждан" граждане могут обратиться к органам местного самоуправления с электронными петициями, а органы местного самоуправления при сборе подписей в поддержку электронной петиции ОБЯЗАНЫ обеспечить 1) бесплатные доступ к информационно-коммуникационной системе, с помощью которой осуществляется сбор подписей, и пользование ею, 2) электронную РЕГИСТРАЦИЮ граждан для подписания петиций и 3) недопущение автоматического ввода информации, в том числе подписание петиции ботами, то есть накрутки голосов.

Пунктом 2.1 проекта решения горсовета об утверждении "Положения о порядке подачи и рассмотрения электронных петиций" предусматривается, что автор электронной петиции должен придерживаться правил оформления петиций, а именно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на официальном веб-сайте Николаевского горсовета (обязательно указываются фамилия, имя, отчество, электронный и почтовый адреса автора (инициатора)).

Как видим, обязанность авторизации ни по BankID, ни по MobileID, ни по ЭЦП, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТРЕБОВАНИЕМ ЗАКОНА. Ничего подобного нет и в тексте Положения. Более того, в законе ПРЯМО ПРЕДУСМОТРЕНА ОБЯЗАННОСТЬ органа местного самоуправления обеспечить именно РЕГИСТРАЦИЮ граждан. Не имея же возможности зарегистрироваться на сайте путём простого создания учётной записи, я не смогу обратиться к органу местного самоуправления со своей электронной петицией или подписать чью-то, таким образом попирается моё право, гарантированное мне законом.

Кроме регистрации на сайте органа закон не предусматривает никаких иных условий для реализации права на создание и подписание петиций. Закон не обязывает нас для этого быть клиентами банков или тратить собственные деньги, выкупая себе это право.

Ни в законе, ни в Положении ничего не сказано и о том, что именно таким способом нужно защищать систему от несанкционированного вмешательства в её работу.

Но окопавшиеся в николаевском горсовете злые "гении" IT и программирования не придумали ничего лучшего, чем свою обязанность защиты системы от несанкционированного доступа и накруток решить ценой ограничения николаевцев в их праве создавать и подписывать петиции. Способность украинского чиновника рождать аномально изощрённые идеи о том, как испортить нам жизнь, настолько уникальна, что его мозг заслуживает изучения в научно-исследовательских институтах.

В статье 4 закона "О службе в органах местного самоуправления" чёрным по белому сказано, что служба в органах местного самоуправления основывается на принципах верховенства права и законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, профессионализма и компетентности. Но это всё, похоже, не про Батюка.

Если Батюк не в состоянии решить такую простую задачу без нарушения прав граждан, то его место на улице, а не на должности начальника Отдела внедрения электронного управления горсовета, о чём ему прямо и было сказано.

При градоначальнике-"айтишнике" вся эта история - один сплошной позор для города и свидетельство моральной и правовой деградации горсовета. И я, на самом деле, ожидаю устранения этого недостатка к моменту полноценного запуска петиций.

Пока николаевский горсовет тянет кота за хвост, чтобы не сказать грубее, только собираясь утвердить Положение об электронной петиции, которое ещё неизвестно как долго будет рассматриваться постоянной комиссией прежде, чем быть вынесенным на голосование, в ряде городов Украины кроме столицы, таких как, например, Житомир, Полтава, Черновцы приём петиций УЖЕ функционирует. При этом НИ В ОДНОМ из этих трёх городов, в отличие от Николаева, вероятно, не нашлось своего Батюка, потому власти обеспечили простой и доступный способ регистрации и авторизации на сайте, как и велит ЗАКОН УКРАИНЫ.

Управляющая делами Бычковская, с которой согласен Сенкевич, отсутствие действующего механизма приёма петиций в адрес николаевского горсовета спустя ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА после вступления закона в силу 27.08.15 объясняет тем, что-де не утверждено Положение об электронной петиции. Однако дело в том, что согласно закону утверждение такого положения НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ для начала приёма петиций. 

До визначення у статуті територіальної громади вимог щодо кількості підписів громадян на підтримку електронної петиції до органу місцевого самоврядування та строку збору підписів електронна петиція до відповідного органу місцевого самоврядування розглядається у порядку, визначеному пунктом 2 розділу I цього Закону