• п'ятниця

    20 вересня, 2024

  • 14°
    Ясне небо

    Миколаїв

  • 20 вересня , 2024 вересня

  • Миколаїв • 14° Ясне небо

Почему же ничего не поменялось, или «жизни по-новому» не получилось?

Разочарование и негатив- две основные эмоции, которые можно приписать среднестатистическому украинцу в отношении нынешней власти. И противники Петра Алексеевича, и те, кто в социологических сводках приняли участие в заветных 35% потенциальных сторонников БПП, не очень- то и рьяно поддерживают политику нынешнего государства.

Повсеместно возникают лозунги о предательстве идей Майдана, консервации старых устоев и весьма нежные отношения нынешних властей с основными институтами государства: коррупции и бюрократии. Все действительно так, но почему же новая власть, уже видевшая бесславную участь старого режима, не очень-то и торопится менять прежние устои, а стремится сотрудничать с ними и инкорпорировать их в свою систему. Попробуем разобраться…

Как ни странно, именно опыт прежней власти подсказал нынешним государственникам неприкосновенность некоторых порядков. Януковича и КО погубил, конечно же, Майдан и бунт Украины, но вот предопределили его кончину в кризисное время узость этой самой КО и нежелание широкой массы элит спасти президента.

 Проще говоря, постоянное распаевывание рынка экономических мощностей, раздача привилегий только особо приближенным и ужимание кормушки только для собственной семьи привели к тому, что, когда настали нелегкие времена, Янукович остался с ними один на один в Киеве. Ни у кого не было мотивации спасти ВФЯ ради собственного блага.

За бизнес-сферу Ахметова серьезно взялись «старые донецкие», а Новинский и Жеваго стали нести серьезные убытки от вездесущей акулы «МАКО-холдинга» и ее хозяина Саши Стоматолога. Ярославский, терпя миллионные убытки, не стерпел потерю спортивного детища- «Металлиста». И даже дипломатичность Коломойского, присущая ему по 5-ой графе, не спасла последнего от развала «Аэросвита» и боев за контроль над «Укрнафтой». И так, нарушив традиционный устой баланса власти и денег и равномерного удовлетворения всех денежных мешков, Янукович спилил собственный сук власти.

Но это еще полбеды, ВФЯ, кроме конфликта с сильнейшим финансово-промышленными группами, потерял любое расположение местных элит в ходе подобного же передела собственности и лишился последней поддержки на местах. Все что было, зыблелось сугубо на админресурсе, а не на личной преданности местных главарей. Когда солнце безнаказанности померкло над киевской властью, местным феодалам было проще договорится и сохранить хотя бы какой-то минимум преференций.

И вот, без прикрытия финансово-регионального ресурса Янукович, и эта самая узкая семейная компания осталась один на один с Майданом и всей полнотой его взглядов на действующую власть.

Но дальше -  веселее. Власть нынешняя, оказавшаяся властью вне плана и достаточно спонтанно, с Петром Алексеевичем, как главным чудом социологии во главе, снова-таки, оказалась один на один со все еще разъяренным народом, желающим скорейших перемен, улучшения жизни и манной небесной уже в следующем месяце.

Ухудшало положение то, что стройные ряды касок Беркута оказались дискредитированными новым же правительством, и спасительной стенки между властью и народом на этот раз не оказалось.

Пришлось договариваться с царьками на местах и задабривать некоторую часть топ-100 производственными преференциями. Сделать ставку на народ не получилось, да и, честно говоря, идея это не сама лучшая. Масса народа слишком многоголосая и суетливая, чтоб опираться только на нее. Революционная горячка и небезосновательное чувство собственной важности - не лучшие спутники для переговоров, и власть это прекрасно понимает. Любое неудовлетворение интересов толпы повлечет за собой расставание с пресловутыми кабинетами уже на второй день после их обретения, а кому это захочется?

Вот и пришлось Петру Алексеевичу с правительством пойти на некий пакт о неприкосновенности с местными элитами для сохранения собственной власти. Причем диспозиция у них куда выгоднее, чем у власти прошлой. Уже имея базовую поддержку в западных областях Украины, радикалы вроде ПС и прочих там не во всеобщем почете, и, опираясь на традиционно инертные регионы юга и центра страны при поддержке местных элит, Порошенко весьма быстро создает собственную вертикаль власти из старых кадров, консервируя при этом порядки несвойственные призыву «Жити по-новому».

Такой расклад власти очевиден на примере небезызвестного народного депутата Кивалова. Казалось бы, зачем, ну зачем провоцировать толпу на виток неприязни к новой власти за ее лояльное отношение к бывшим одиозным фигурам времен ВФЯ и не только. Зачем снова позволять пройти в парламент бывшему регионалу, партократу, да еще и с таким послужным списком скандалов на всех информационных профилях-досье с его фамилией.

Дело все в том, что устранить Кивалова, а власть это, несомненно, может сделать, значит лишить себя поддержки в отдельно взятом округе, разрушить старые порядки и устои этого района. А где гарантии того, что получится построить что-то новое и запустить на округ человека, способного держать ситуацию и не депопуляризировать власть.

Или зададимся вопросом, зачем, в общем-то, первой скрипке будущего парламентского оркестра- БПП вносить в свой список колоритное братство Балог и господина Немилостивого? Все очень просто, за Балог, какими бы их эпитетами не одаривали журналисты, традиционно голосует большая часть Закарпатья, а значит, они держат ситуацию и электоральный интерес, так зачем отказываться от выгодных предложений поддержки и стремиться менять систему, если можно удачно воспользоваться ее плодами.

Куда хуже то, что с заменой одного «специфического» персонажа трястись начнут все остальные из депутатской группы «одиозных», а значит, возможен саботаж и противодействие власти в столь трудные для нее времена.

Вот и получается, что власть удобно консервирует старые порядки, а значит, и странные кадры, потому что боится народа и силы толпы. Скорее всего, правительственный аппарат не способен или вообще, или на сегодняшний день предложить компромиссную модель новой системы элит, согласованную с народной средой.

Куда проще сохранить и коррупционные сети, и лабиринты бюрократизма, где теряется и увязает половина протестных настроенийй.

Властям сегодняшним следует помнить одно: главное - не пропустить момент, когда элита мирного благоденствия уже перестала быть элитой в военное время.  И не остаться один на один с разъяренным и неконтролируемым Майданом, ибо спасти будет уже некому.