• четвер

    19 вересня, 2024

  • 16°
    Ясне небо

    Миколаїв

  • 19 вересня , 2024 вересня

  • Миколаїв • 16° Ясне небо

Александра Финькова

Александра Финькова

Политолог, психолог

Совок головного мозга

Смотрю на фарс, запущенный деятелем от педагогики Деркач вокруг благотворительных ярмарок, и в памяти настойчиво всплывает цитата из любимого перевода замечательного шекспировского сонета 66: «мораль читают выпускницы Сохо». Что лучше может описать глубину нравственности подобных действий?!

Ситуация тлеет, вокруг неё нарастают комментарии и версии, замыливается и забывается, что, кто, зачем и для чего делал, вместо этого строятся теории заговора, околовсяческие философствования и прочий бред воспалённого воображения.

Итак, каков же антураж, и кто действующие лица нашего фарса?

Место действия: страна, находящаяся в состоянии необъявленной войны.

Действующие лица:

1. Подростки, ученики 8 класса, возраст – около 14-15 лет.

2. Волонтёры, в т.ч. родители подростков. «Родинна спілнота» - объединение семей неравнодушных деятельных патриотов. У одной из этих семей до войны был тихий-мирный бизнес, связанный с фурнитурой для кожгалантереи, трикотажем, спецтканями. Другие так или иначе в деятельности пересекались с швейными цехами, технологами и прочими секретами портняжного царства. У третьих родственники, близкие или соседи служат в ВСУ. С приходом холодов «Родинна спільнота» взялась за пошив термобелья и флисовой одежды для наших военных. Разработали, отшили пробную партию, дали на проверку ребятам, воюющим на востоке, получили полное и всецелое одобрение от бойцов и бросились шить следующие партии. Естественно, на реализацию этой задачи необходимы деньги. Так и возникла идея благотворительных ярмарок.

3. Методичні рекомендації з організації патріотичного виховання дітей та учнівської молоді у 2014/2015 навчальному році. (смотреть документ)

Этот документ подробно описывает, что и как должны делать школы, подчёркивает, что нельзя заменять формализмом истинный патриотизм, как бы прозрачно намекая законсервированным деятелям, что МОН ждёт не стандарт «вышиванка-венок-танец-песня по поводу календарного праздника», а реальных действий, в которых каждый ученик почувствует свою сопричастность, готовность «своєю працею, науковими, творчими й спортивними досягненнями, службою із захисту країни сприяти розвитку української демократичної держави».

4. Анна Деркач, начальник николаевского городского управления образования. Иными словами, это главный педагог города, в то же время госслужащий. Первая ипостась (педагог) требует, чтобы это был хороший человек, кроме того необходимы:  мудрость, патриотичность, эмпатия и доскональное знание и чувствование психологии детей и подростков. Вторая ипостась (чиновник) подразумевает доскональное знание и выполнение законов государства, особенно в той сфере, за которую ты ответственен. Ниже рассмотрим, как обстоят дела на самом деле.

5. Рупоры информационной войны страны-агрессора, всякие ЛайфНьюз, ОРТ и иже с ними. Преступники, которые легко дадут фору Геббельсу, вбрасывающие свой информационный мусор под видом «новостей» и «ток-шоу» в некритичные мозги.

6. Широкая общественность. Зрители и читатели, учителя и родители, чиновники и депутаты, военные и офицеры.

Что ж, познакомившись с персонажами, можно переходить и к сюжету. 

Сначала это был никакой не фарс, а просто благотворительные ярмарки, проходящие по очереди в учебных заведениях города. Назывались они «Зігрій героя», волонтёры и ученики пекли домашние вкусности, продавали их на переменах, собирали деньги, благодарили друг друга, радостно бежали закупать ткань, быстро-быстро шили комплекты и передавали их киборгам 79 и 28 бригад. Местные СМИ всё снимали, обо всём писали, жизнь шла своим чередом. 

Согревшиеся в аэропорту бойцы переслали «Родинній спільноті» и ученикам благодарность и стимул для дальнейших свершений – флаг, на котором в аэропорту Донецка расписались его защитники. 

Следующая ярмарка была запланирована в Гимназии им. Аркаса. Классу, который заработает наибольшую сумму, был обещан драгоценный приз – тот самый флаг, переданный из аэропорта.

Это была присказка, приближаемся, собственно, к самому сказанию о нравственности, безнравственности, законности и профессионализме.

Украиной ещё в 1991 году ратифицирована Конвенция о правах ребёнка. В части 1, статье 2 этого документа, регламентирующего взаимоотношения государства и детей, сказано:

«1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений (!!!), национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. 

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.»

Ещё немного истории. С захватом ПР власти связаны несколько политтехнологий, направленных на уничтожение гражданского общества, подавление деятельности других политических сил и построение авторитаризма по российскому типу. Одна из этих технологий – «политика без политики». Именно с их приходом, чиновники начали кстати и некстати петь мантру про «искусство вне политики», «студенты и школьники вне политики», с их же подачи отстранённости от политических процессов в твоей собственной стране, нарочитой аполитичности стали приписывать все доблести. Народ нужно было лишить желания и возможности становиться политически грамотными, влиять на процессы в собственном государстве. Методы были иезуитские: все мероприятия под эгидой ПР с привлечением массовки организовывались как коммерческие мероприятия: подставкам для флажков платились то 20, то 50, то 200 грн. Параллельно подключалась технология «все они одинаковые», призванная убедить народные массы, что какое бы то ни было мероприятие какой бы то ни было другой политической силы или просто граждан кем-нибудь да оплачено. 

Исполнительные чиновники взяли под козырёк и вооружились формулировкой, которую обязательно вставляли в каждую оценку активности граждан, требуя чтоб всё подряд было без политики. 

Политика – это управление государством, построение взаимоотношений между разными социальными группами государства. Согласно Конституции Украины, единственным источником власти у нас является народ. Гражданские права и свободы также гарантированы Конституцией. На эти мелочи чиновники, угодные ПР, внимания не обращали.

Было бы замечательно, если бы предыдущий абзац описывал только прошлое, но, увы и ах, старая гвардия слишком уютно себя чувствовала при власти ПР, чтоб отказаться от удобных методов подавления, обёрнутых в иезуитские формулировки.

Итак, Конвенция о правах ребёнка утверждает, что у ребёнка могут быть политические и иные убеждения, и никому не позволено ограничивать его в праве на их демонстрацию и реализацию. Когда речь идёт о возрасте 14-15 лет, мы говорим уже не о детях, а о подростках. Психологи говорят, что подросток – это взрослый с дефицитом жизненного опыта. Этот дефицит, кстати, является движущей силой подросткового бунтарства: человек хочет действий и свершений, а ему пытаются ограничивать свободу. Если эти ограничения подаются в виде запретов и жёстких указаний, подросток отреагирует по сути точно так же, как и взрослый человек – протестом, по форме же это может выглядеть иначе, причина всё та же – ненаработанные эффективные поведенческие стратегии, т.е. всё тот же дефицит жизненного опыта.

И последнее лирическое отступление, посвящённое информационному и эмоциональному фону, в котором мы все находимся. В стране идёт необъявленная война, формально её называют АТО. Страна-агрессор в войнах опытна, она воевала и воюет в течение всей своей истории. Понимая, что без надёжного тыла ни одна армия победить не может, огромные силы и средства рашистами брошены на уничтожение надёжности того самого тыла, коим мы с вами являемся. Кроме того, что мы ежедневно читаем официальные сводки с фронта, отчёты волонтёров, некрологи погибших героев, нас постоянно пытаются атаковать извне, из вражеских СМИ, и изнутри, руками пятой колонны. Тонны дезинформации об Украине и украинцах льются из российских СМИ уже очень много лет.

Ещё с 2008 года мы смеёмся на тему русскоязычных младенцев, после русскоязычной челюсти поняли, как младенец может быть русскоязычным, и стали смеяться ещё заливистей.

Путин и Ко, оправдывая захват территорий других государств, повсеместно использует подмену понятий «российский», «русский» и «русскоязычный», что не могло не стать для остроумных украинцев ещё одним источником вдохновения и поводом для шуток.

Я не случайно так резко перешла от страшных, грустных и тревожных тем, заполонивших наше информпространство, к смеху. Ужасы войны безусловно поднимают общий уровень тревожности общества. Практикующие психологи подтвердят, что если раньше клиенты обращались за помощью по разным причинам: депрессия, апатия, конфликты и в т.ч. тревоги и фобии, то сейчас львиная доля запросов – это работа с тревожностями и фобиями. Лучшая защита от таких состояний – смех. Это и химически «эндорфиновая подушка безопасности» и технологически правильно. Как и зачем оспаривать абсолютную ложь и беспринципные манипуляции? Лучший способ борьбы с негодяями и военными преступниками от информационных технологий – высмеять их, бросить им в лицо их беспомощность. 

Вспомнился эпизод из биографии Дмитрия Лихачёва: 

«Их этап, состоящий из ученых, артистов, писателей, выгрузили из вагонов на пересыльном пункте в Кеми. Истеричные вопли конвоиров, крики принимавшего этап Белоозерова: «Здесь власть не советская, а соловецкая», приказ всей уставшей и продрогшей на ветру колонне заключенных бегать вокруг столба, высоко поднимая ноги, — все это казалось настолько фантастическим в своей нелепой реальности, что Д.С. Лихачев не выдержал и рассмеялся. «Смеяться потом будем», — с угрозой закричал на него Белоозеров».

Да, наш смех будит в них ярость, в бессильной злобе они угрожают и с удвоенной силой бросаются придумывать пенсионерок с эпилепсией, распятых мальчиков, убитых снегирей и прочий бред про «карателей» и «нациков», снятых с автобуса.  Наш смех даёт нам силы для дальнейшей борьбы, их же злобность истощает, обескровливает.

Вернёмся к нашему сюжету. В школе идёт ярмарка, победителю обещан приз, гимназисты азартно борются за победу, зазывая покупателей, на ходу придумывая акции, пересчитывают уже заработанные деньги на количество комплектов, которыми они согреют наших героев.

На одной из перемен пошли в ход цитаты из русских СМИ, которые в качестве абсурдных анекдотов и написали на ценниках, вспомнили и браваду сепаратистов с танками «На Киев» и «На Львов» , и Жириновского, открыто спонсирующего террористов. Все посмеялись, но, решив, что сатира получилась достаточно жёсткой, эти ценники убрали, и к следующей перемене снова продавалось просто печенье, творожники и булочки.

Класс-победитель, рассмешивший всех, и победил в конкурентной борьбе за флаг. Казалось бы, поехали дальше. Но не тут-то было. Работники российского издания, не скрывающие, что нелегально ездят на украинскую территорию, передвигаются по ней вооружёнными, но – в жилетах «Пресса», после чего назвать их журналистами я не могу, увидели в николаевских СМИ фотографии со школьной ярмарки, ожидаемо сделали из информации полуправду и выдали очередное «скандальное разоблачение», сместив все акценты и заработав очередные 30 серебряников. 

А вот здесь и начинается фарс.

Оказалось, что начальник городского управления образования Анна Деркач 

1. смотрит российские антиукраинские СМИ;
2. крайне озабочена их оценкой во вверенной ей сфере;
3. готова прилагать усилия, чтобы николаевские школы соответствовали ожиданиям оккупантов.

На выходных разгорается скандал из-за сюжета, прошедшего на нескольких одиозных российских телеканалах, в связи с чем классному руководителю, директору и волонтёрам начинают выдвигать совершенно нелепые обвинения. Ещё раз, для тех, кто, как и я, не сразу поверил в происходящее и понял, кто, как и на что отреагировал. Государственный служащий, получивший от профильного министерства приказ всячески поощрять и содействовать практическому патриотическому воспитанию школьников, вызывает к себе директора гимназии в связи с тем, что мероприятие, проведённое в его школе, получило негативную оценку в СМИ государства, спонсирующего террористов, убивающих украинских воинов и мирное население. Главный педагог города запрещает подросткам утилизировать тревогу через смех и юмор и высмеивать оккупантов. Как только эта информация появляется в соцсетях и СМИ Николаева, народный депутат Тарас Креминь, мэр Николаева Юрий Гранатуров, замглавы ОГА Николаевской области Оксана Янишевская высказывают полную и всецелую поддержку гимназистам и одобряют проведение дальнейших ярмарок.

Волонтёры идут в школы и выясняют, что, по словам испуганных директоров и завучей, деятельной Деркач выдано устное распоряжение запретить проведение дальнейших благотворительных ярмарок в школах.

Анна Ильинична удивляет журналистов и общественность уже давно. То надбавок себе не пожалеет так, что аж за 100% оклада вылезет, то пытается давить на журналиста через директора школы, которую он давно закончил, то сквозь пальцы смотрит на то, что детей кормят гнильём. И всё ей как с гуся вода. В этот раз она практически открыто защищает точку зрения сепаратистов, ссылаясь как на что-то значимое на материалы, в которых наших воинов называют карателями; нарушает методические рекомендации МОН Украины и Конвенцию о правах ребёнка. 

В начале своих размышлений я предположила, что человек, которому доверено образование в городе, должен соответствовать многим моральным, нравственным и профессиональным характеристикам. С грустью констатирую, что в Николаеве с этим всё более чем печально. Николаев, похоронивший в этой войне уже 60 героев. Николаев, давший Украине несколько мощнейших волонтёрских структур. Николаев, давший отпор, как моральный, так и физический, попыткам устроить здесь кровавую русскую весну. Николаев, принявший у себя около 8 тысяч переселенцев. Николаев, разместивший у себя крымских военных, сохранивших верность присяге и Украине. Этот Николаев должен утереться и согласиться, что из их детей будут делать безропотную массу «вне политики», опасающуюся благотворительности и лебезящую перед агрессором?! 

Нет! Если нам, тыловикам, нужно победить в борьбе нервов и оценок для того, чтобы хоть на йоту облегчить будни и приблизить победу наших героев, воюющих на востоке Украины, значит, мы просто обязаны это сделать! 

Слава Украине! Героям слава!