• середа

    27 листопада, 2024

  • -1.1°
    Мінлива хмарність

    Миколаїв

  • 27 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • -1.1° Мінлива хмарність

Деккомунизация по-украински, шанс на изменения?

«Закон, что не отображает желаний и реальности- есть никчемный» - император Юстиниан

Очевидно истина не была усвоена украинскими законодателями и неделю назад коалициада выпустила закон про «Заборону комуністичної та нацистської символіки».

Проект наделал немало шума, прошелестев листами по теле- и радио-студиям, прошел первое и второе чтение  в кухонных углах и рабочих кабинетах. Собственно, такой резонанс и подводит нас к мысли понять суть возмущения общественности.

Начнем с причин принятия законопроекта:

  • Прежде всего это конечно же политические бонусы и желание самым ярким телеэфирным лоббистам этого закона, вроде бойцов от РПЛ и депутатов НФ, приватизировать правое електоральное поле, да и не потерять на нем позиций для либеральных сил вроде БПП и Батькивщини.

  • Что не менее важно, показать единство коалиции. В момент, когда интересы бенефициаров и крупнейших спонсоров партий противоречат одни другим, показывать единство в економическом блоке, или в борьбе с коррупцией весьма проблематично. Громкий и резонансный законопроект, ну чем не повод показать единение всех коалиционных партий.

Если переходить ближе к тексту законопроекта, то уже с первых положений- теминов закона начинается какая-то неурядица.

В коммунистическую партию записали поголовно всех. Очевидно, что участиники РСДРП с удивлением бы узнали о своем коммунистическом прошлом, а вот увидеть отдельных представитей КПСС и КПУ, было бы весьма занятно.

Кроме того уже в этом термине обозначается весьма серьезная юридическая коллизия. Так, среди того, что можно считать коммунистической партией речь не идет о коммунистах других стран, кроме прочих участников СССР. А вот в запрете символики, гербы и флаги стран «народной демократии» и прочих коммунистических режимов, такие страны затронуты прямо.

Вопрос ведь даже не в том, что понятия «народная демократия» и коммунисты-социалисты есть чисто научными и не совсем точными понятиями. Проблема в том, что считать главнее в структуре закона? Определяющие положения, или же текст отдельной статьи? И чем руководствоваться в случае судебных прений по этому поводу?

Весьма странным стало определение коммунистической пропаганды, как публичное отрицание… То есть по логике господ-составителей пропаганда равна отрицанию. Очень занятно было бы пронаблюдать за эффективностью пропаганды Киселева, где он отрицает факты гордости России по случаю отжатия Крыма, помощи Новороссии , а не оправдывает их.

Весьма забавны и хронологические рамки коммунистов в Украине- с 1917 по 1991, то есть в ряды краснозвездочных шевронов записали и УНР, и Скоропадского,и прочие украинские правительства периода революции 1917-1921 годов.

Законом «засуджується» позитивные образы установления власти СССР на территории Украины. И в этом состоит следующая коллизия. Ведь в 1943-1944 СССР также устанавливал свою власть на ранее захваченных землях Украины, что подпадает под определение осуждения, а с другой стороны закона уже считается нейтральным явлением и память об этом может существовать во всех проявлениях.

Кроме того, по такой логике закона, Третий Рейх, как оккупант уже признается борцом за независимость Украины, ведь он боролся против установления власти СССР в Украине с 1943 по 1944.

Закон буквально пестрит оценочными категориями и весьма туманными моментами, которые буквально жаждут текстов поправок и постанов ВРУ для уточнения себя.

Не совсем понятно, как отличить украинскую науку с 1917 по 1991 от советской, ведь осуждению не подлежат только деятели украинской науки того периода?

И что значит запрет цитаты деятелей коммунистической вертикали управления, кроме тех, что связаны с развитием украинской науки и культуры?

Снова-таки, вопросы к идентификации украинских деятелей?

Да и что делать со стихами и книгами писаталей и поетов- членов ком.партии, ведь развитие литературы и непосредственное ее сотворение немного разные понятия?

Очень неясно использование терминов: «наукові заходи», на які не поширюється заборона демонстарція забороненної символіки».

«публічне використання»,а что считать публичным использованием? 

«комуністичні гасла»- не значит ли, что за тост «Мир! Труд! Май!» можно и пять лет получить?

Кроме явных ошибок в юридической технике оформления законопроекта есть ряд факторов которые подталкивают нас, только пожелать чернилам президентской ручке пересохнуть, если он решит подписать законопроект.

  1. Кампанию с переименованием большей часть объектов с «коммунистическим» названиям можно подрезюировать двумя словами: бесполезно и дорого.

    Во-первых, потому что, вся кампания со мной сменой топонимики, от уровня области до названия пивоварни имени Дзержинского с учетом всех пертурбаций в документации, картах, помимо пресловутых табличек, обойдется бюджету под 300 миллионов гривен.

    - Во-вторых, потому что, такая затея, как и любое правовое проявление должно только оформлять волю народа, а не вводить новую.

    Видите ли, но большая часть «коммунистических названий» осталась там, где жители этому относятся лояльно, если не сказать позитивно.

    Логика проста, если население той, или оной территории не хотело бы иметь то, или иное название населенного пункта, скорее всего его бы уже не было.

    Желание унифицировать все порядки в стране, в том числе и такого характера уж точно не приведут к консолидации.

    - Кроме того, порядок, установленный в переименовании городов, областей и сел включает в себя необходимость утверждения такого прошения местным головой или же органом местного самоуправления.

    Теперь проследим за логикой. Много ли депутатов, или мэров в преддверии местных выборов согласятся потерять электоральные баллы и пойти на такой, напомню непопулярный у населения шаг. В общем-то городскому голове какого-нибудь Артемовска не избираться в меры во Львове, а значит какой-то сваленный Ленин на его избирательной вотчине только подкосит его поддержку. Кто же на этой пойдет? Особенно если за неподчинение закону в этой сфере никакой санкции, даже служебной, толком то и нет.

    - Кроме прочего закон в косвенном понимании противоречит Конституции Украины, где статтею 15 визнається ідеологічна багатоманітність, а запрет актуальной в общем-то на электоральном поле идеологии служит почвой для такого противоречия.

  2. Да и зачем переименовывать? Создать дополнительную путаницу и непонимание? Ведь даже киевляне до сих пор называют «Большую Васильковскую» - Красноармейской, а не так давно под сотню водителей незлым и тихим вспоминали переименователей улицы Горького на Саксагансокго, когда навигатор привел их на окраины Киева.

Существуют проблемы даже с запретом символики.

  1. Абсолютно никто не вспомнил о том, что в Украине существует несколько тысяч объектов, которые носят на себе коммунистическую символику, или вообще олицетворяют таковую, при этом находясь под охраной, как культурная ценность. Их демонтаж, повреждение- есть актом вандализма и ведет к в общем-то законному наказанию.

    Допустим таковой статус будет упразднен? Но кто-то посчитал сколько будет стоить ремонт после демонтажа мемориальных плит, сбитых звезд и серпов, или как обычно ограничимся замазкой из штукатурки и щебня?

  2. Не совсем понятно, каким образом будет проходить инвентаризация, создание реестра, организация необходимых рабочих бригад, их логистика для уничтожения наследия прошлых 70 лет?

    Кто вообще будет заведовать этим процессом?

    Докапитализировать нынешний структуры вроде ОГА, горсоветов, или коммунальных предприятий рабочей нагрузкой в этом ключе?

    Но ведь основной принцип КЗОТа говорит о том, что «Любой труд должен оплачиваться», очевидно, что любой дополнительный труд должен оплачиваться дополнительно.

    Видимо никто не посчитал, сколько суммарно будет стоить бюджету весь этот закон?

Кстати, о последнем, в бюджете на 2015, речь не идет о такой статье расходов, как обеспечение воплощения этого закона.

Прикінцеві положення:

- В ходе этого закона, только Киев может лишиться Арки Дружбы народов, Родины-Мать и одной из центральных высоток на Крещатике, по крайней мере по части ее фасада.

- Что считать коммунистическим? Кто сказала, что Кировоград назван именно в есть коммуниста Кирова, а не какого-то гражданина-жителя Кировограда Кирова. Или же Первомайском и Днепропетровском, которые могли быть названы в честь дня месяца и Святого Петра, соответственно. В Украине нет реестра и четкого раздела коммунистических и «нейтральных» названий, окраску можно дать в зависимости от политических предпочтений местных элит.

- Не нужно забывать, что таким изменением нынешняя власть дает дурной прецедент, который может повториться ровно после очередной смены этой самой власти и желания уже новых элит покрыть свои неудачи на социально-экономическом попроще уже новой волной запретов и переименований.

И последнее. Нынешним националистам, чей уровень патриотизма теперь перешел от сваливания памятников к срыванию неправильных табличек, стоит задуматься, что беды в Украине не в этом. Грязные дома и мусор на тротуаре должны остаться на проспекте Чекистов, а вот чистую улицу и не грех назвать в честь героя-Симона Петлюры.