«Люся» из фонтана надеется на возрождение
-
17:11, 18 березня, 2015
Публикация о «Колхознице Кате», терпеливо ожидающей ремонта в сквере на старом железнодорожном вокзале, не прошла незамеченной. И это подвигло меня рассказать о другой неодушевленной женской фигуре, расположенной когда-то на другом, северном фасе городского центра, в сквере, который до сих пор называется Сивашским, хотя настоящее его имя – Аркасов.
Эта скульптура, которую николаевцы называли почему-то «Люся», лет двадцать как уже покинула свое место в центре фонтана, размещенного на перекрестии двух главных диагоналей сквера, долженствовавших символизировать косой крест Андреевского флага. Ведь Николай Андреевич Аркас, именем которого первоначально был назван сквер, в отличие о широко известного сына своего, Николая Николаевича Аркаса, историка и этнографа, автора знаменитой оперы «Катерина», был деятелем совсем другой направленности – знаменитым адмиралом и главным командиром Черноморского флота и портов.
«Люся» находилась в окружении знаковых для города строений: с одного бока – Дом главного командира, где сейчас расположен Музей судостроения и флота, с другого – Александровский лицей (сейчас – бизнес-центр «Александровский»). Со стороны улицы Пушкинской – дворец военного министра Сухомлинова, а за спиной у «Люси» - Мариинская гимназия, ставшая сейчас Первой украинской имени Николая Аркаса-сына. Чуть поодаль, сразу за ней – собственный дом адмирала Иосифа (Хосе) де Рибаса, который до того, как основать Одессу, обретался в Николаеве.
В общем, у нас не меньше оснований считать этот сквер «сердцем города», чем сквер Манганариевский (сейчас - Пролетарский). И «Люся», находясь в самом сердце это сердца, в глазах николаевцев играла в прежние времена роль такую же, как знаменитая «Русалочка» в Копенгагене или «Писающий мальчик» в центре Брюсселя. Ни один ребенок не упускал случая сфотографироваться рядом с ней, включая и автора этих строк.
И вот в лихие 90-е годы прошлого столетия «Люся» в одночасье покинула свое законное место. Пережив войны и революции, голодоморы и оккупации, эта николаевская девушка стала жертвой даже не приватизации, а обыкновенного вандализма. В попытках превратить скульптуру в металлолом она получила несовместимые с дальнейшей эксплуатацией повреждения и была демонтирована, после чего отправлена с глаз долой в подвалы сначала Центрального райисполкома, а после продажи здания - Областной налоговой. В 1998 году автор, как депутат городского совета, входил в комиссию по инвентаризации имущества, предназначенного к продаже новому собственнику – государству, и «Люся», изрядно поврежденная, все еще находилась в подземелье. Но со временем и оттуда она исчезла, возможно, украсив собой после капитального ремонта какую-то усадьбу новоявленных «крутых».
Фонтан, тем временем, усилиями Центральной райадминистрации и ее тогдашнего главы Владимира Рыжика был приведен в рабочее состояние и выкрашен в радикально ультрамариновый цвет, и даже пару раз в году испускал в небо над сквером струю воды. Но без «Люси» Аркасов сквер превратился в такую себе безликую «зеленую зону». А установленная в нем очередная детская площадка, каких по городу, слава Богу, установлено достаточно, и вовсе нивелировала своеобразие этого сакрального места.
Не столько из ностальгических соображений, сколько ради восстановления того самого своеобразия группа неравнодушных общественников предприняла вялую попытку возвратить «Люсю» на законное место, и тем самым начать формирование вполне европейской городской среды, которая в годы царизма ощущалась значительной явственней, чем сейчас, но не была поддержана отцами города: они решали и решают другие, более глобальные задачи, и им вовсе не до бедной «Люси»…
Но, может, все же найдутся желающие воссоздать не только «Люсю», но и установить в сквере памятник семье Аркасов, а обелиску бойцам Сивашской дивизии возвратить первоначальный облик монумента, воздвигнутого в честь подвига наших земляков, давших отпор агрессору в годы Отечественной войны 1812 года?