Пересадовская афера: следствие ведут «знатоки»
- Татьяна Фабрикова, «РП»
-
•
-
12:07, 05 грудня, 2014
Шесть лет судятся жители села Пересадовка Жовтневого района, пытаясь вернуть многомиллионное колхозное имущество, которое у них нагло украл бывший председатель Ярослав Белевят. Однако, несмотря на доказанные в судах факты мошенничества в особо крупных размерах, правоохранители в тесной связке с прокурорами делают все возможное, чтобы виновные в совершении данного преступления избежали наказания.
Речь идет о бывшем колхозе-миллионере «Родина», который когда-то гремел на всю страну. В хозяйстве любили трудиться и умели зарабатывать деньги. Прибыль приносило и большое стадо в несколько тысяч голов, основную массу которого составляли племенные породы коров и быков, и хорошие урожаи зерновых, и рекордные сборы овощей, особенно огурцов, реализуемых практически на протяжении всего года. Теплично-овощной комбинат, где выращивались те огурцы, был гордостью хозяйства, можно сказать, его изюминкой, которая приносила большой доход.
Трудиться в хозяйстве было не только почетно, но и престижно. Кроме высоких заработков, колхоз привлекал людей прекрасно обустроенной инфраструктурой. К услугам пересадовских селян была шикарная двухэтажная больница, грязелечебница, аптека, школа, Дом культуры, детский городок «Сказка». Были проложены водопровод и канализация, заасфальтирована дорога, связывающая между собой самые отдаленные уголки села. И все это добро было создано за счет колхоза.
Закат благополучия Пересадовки, по мнению ее старожилов, начался в 1986 году. Именно тогда на смену заболевшему Георгию Москаленко пришел Ярослав Белевят. Замена получилась неравноценная. В этом, кстати, не сложно убедиться кому-либо. При новом руководителе в селе практически ничего не построили, а вот разрушить успели многое: проезжая сегодня по Пересадовке, невозможно спокойно смотреть на пустые, разрушенные коровники, брошенную, ржавеющую сельхозтехнику, полуразваленный теплично-овощной комбинат.
Грабеж средь бела дня
Если обратиться к официальным документам, по которым«семья Белевята» годами разворовывала «Родину», то необходимо отметить, что пересадовских селян на протяжении всех этих лет, начиная с 2002 года, обманывали много раз. Сначала им не сказали, что они «добровольно подарили» своему бывшему председателю Ярославу Белевяту имущество кооператива, потом обманули с инвентаризацией и распаевкой.
По сути, это был грабеж средьбела дня. Так, не мудрствуя лукаво, участники инвентаризационной комиссии искусственно в пятикратном размере увеличили долги СХПК «Родина», нарисовав сумму в 11 млн. 821 тысячу грн. Примечательно, что под обеспечение этих долгов вошло самое ликвидное кооперативное имущество. А именно: тепличный комбинат остаточной стоимостью 5,7 млн. грн., 420 голов скота стоимостью 616 тысяч грн., оборотные средства хозяйства в размере 4,9 млн. грн. и незавершенное строительство, оцененное в 526 тыс. грн.
Заметьте, все это добро досталось одному человеку – Ярославу Белевяту (учредителю ЧСП «Родина») абсолютно безвозмездно. А больше тысячи членов кооператива делили между собой имущество на 5,6 млн. грн. (!?).
Затем за спиной у пересадовцев теплица в сентябре 2008 года была продана за 5,6 млн. грн. городской коммерческой фирме ООО «Лама-Т», которая вскоре перепродает ее другой частной фирме – ООО «Бриз ЛТД», но уже за 33 млн. грн.
Суд да дело
Надо отдать должное пересадовцам: как только они впервые узнали о мошенничестве их бывшего руководства, а это стало известно в 2008 году, то сразу же объединились в общественную организацию и стали бороться за свои права. Хотя силы были явно не равные: сельские пенсионеры и богатый ответчик. Создали инициативную группу, куда вошли наиболее энергичные селяне-пенсионеры, которые и стали стучаться во все двери.
Два года суды играли в пинг-понг, принимая самые противоречивые решения по данному делу, пока в декабре 2010-го Апелляционный суд Николаевской области не встал на защиту селян. Своим вердиктом он признал незаконным «решение» общего собрания от 12 октября 2002 года, по которому члены кооператива «Родина» реорганизовали коллективное хозяйство, преобразовав его в ЧСП «Родина». Также незаконной апелляционный суд назвал и запись в уставе ЧСП «Родина», согласно которой фирма становилась преемником СХПК «Родина». Оба этих пункта суд потребовал отменить.
Еще одной победой пересадовцев стало заключение судебно-экономической экспертизы, проведенной Николаевским отделением Одесского НИИ судебных экспертиз. Изучив бухгалтерские документы, эсперты пришли к выводу, что долги СХПК «Родина» были безосновательно завышены более чем в пять раз, тем самым членам кооператива был нанесен ущерб почти на 10 млн. грн.
Выводы экспертизы не оставляют сомнений в виновности руководства СХПК «Родина» в мошенничестве по отношению к односельчанам.
Ворон ворону глаз не выклюет…
Согласитесь, после таких железобетонных аргументов трудно было бы остаться ненаказанным. Но в нашем государстве, судя по дальнейшему развитию ситуации, возможно все.
Что касается милиции, то и она действовала неоднозначно. Только в январе 2010 года было возбуждено уголовное дело по факту обмана членов кооператива, совершенного при его реорганизации. В октябре того же года Ярославу Белевяту было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 190 УК Украины («Мошенничество в особо крупных размерах»), и на этом все застопорилось. Дело, надо полагать, надежно легло под сукно.
Люди продолжали жаловаться на бездействия следователей, и в октябре 2011 года уголовное дело из следственного отдела областного управления милиции передали в Жовтневый райотдел и, похоже, снова о нем забыли. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на имущество Белевята не был наложен арест. Тем самым правоохранители оставили реальную возможность обвиняемому заметать следы, переписывая свое добро на других лиц. Что он и начал делать.
Прокуратура же молчаливо взирала на эти действия милиции.
– На протяжении 5 лет следователями, которых постоянно почему-то меняли, не был допрошен ни один из руководителей СХПК «Родина». За 2014 год допросили практически всех, осталось каких-то 3 человека из числа основных фигурантов: Ярослав Белевят и его особо приближенные люди. Они спокойно проживают в селе. Складывается впечатление, что правоохранители не замечают имеющихся у них в производстве материалов документальных ревизий, пяти выводов экспертов, заключения судебно-экономической экспертизы, а также показаний 415 членов СХПК «Родина», указывающих на мошенничество в особо крупных размерах. А чтобы не предъявлять подозрение мошенникам, они их просто не допрашивают и тем самым продолжают их покрывать, – уверен адвокат пересадовцев Евгений Михайлив.
Прокурор описался
На днях пересадовцы получили ответ на свою очередную жалобу в Жовтневую райгосадминистрацию, которая переслала ее в областную прокуратуру. Ответ подписал заместитель прокурора области Дмитрий Чепижак. На двух листах убористым текстом прокурор сообщает людям о проделанной следователями работе, и заканчивает фразой, что, мол, на сегодняшний день «выполняются следственные действия, направленные на раскрытие криминальных преступлений и установления всех обстоятельств дела».
Люди уверены, что этот ответ снова писался прокурором по шаблону, не вникая в суть дела. Заместитель прокурора, подписывая его, по всей вероятности даже не удосужился прочесть текст. Судите сами. В текст ответа попали два абзаца совершенно одинакового текста о том, что «процессуальным прокурором в порядке ст. 36 КПК Украины в связи с неэффективным досудебным расследованием перед начальником следственного управления Корабельного РВ УМВД Украины в Николаевской области инициирован вопрос об отстранении следователя. Поэтому досудебное расследование поручено другому следователю». Что характерно, в первом абзаце текста стоит дата инициирования – 16.04.2014 г., а чуть ниже – в аналогичном тексте – 02.04.2014 г. Комментарии здесь, как говорится, излишни…
Послесловие
На 29 ноября пересадовцы назначили общее сельское собрание, на которое официально пригласили прокурора и начальника милиции Николаевской области. В районные инстанции они уже не верят. На повестку дня выносится единственный вопрос – ход расследования уголовного дела по разворовыванию имущества сельчан. Люди хотят напомнить служителям закона, для каких целей их назначили на ответственные должности, и спросить их, почему они не выполняют свои служебные обязанности, а занимаются постоянными отписками.
Журналист «РП» также намерен посетить сельское собрание и информировать наших читателей.
Татьяна Фабрикова, «РП»