Дежавю по-южноукраински
- Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко ZN,UA
-
•
-
14:47, 15 березня, 2017
Приход весны на Николаевщину ознаменовался не только стартом нового сельскохозяйственного сезона, первыми выходами селян в поля, но и необычной активностью представителей местного атомного ведомства.
В городах и районах области, примыкающих к Южноукраинскому энергетическому комплексу, собирают людей на общественные слушания и круглые столы. Мероприятия посвящены обсуждению проекта «Завершение строительства Ташлыкской ГАЭС», оценке его влияния на окружающую среду. Общественное мнение готовят к очередному повышению уровня Александровского водохранилища, на сей раз до отметки 20,7 м (по балтийской системе).
Происходящее имеет достаточно оснований, чтобы восприниматься как дежавю. Поскольку еще в конце 80-х годов прошлого столетия, как следствие царящей в те времена гигантомании, в тогдашних высоких московских кабинетах была выдвинута идея строительства на юге Украины целого каскада из АЭС, ГЭС и ГАЭС с созданием водохранилища, которое обеспечит охлаждение агрегатов энергетического комплекса, хотя и похоронит под водой уникальные уголки природы, археологии, исторические памятки украинского казачества.
Но эти намерения вызвали сопротивление общественности. Мощное экологическое движение, родившееся в те времена, сумело уменьшить потери национальных ценностей, умерило амбиции чиновников, существенно скорректировало планы реализации намеченного. Властям пришлось отказаться от наиболее одиозных намерений, существенно скорректировать планы строительства — масштабы одних объектов уменьшить, а от иных и вовсе отказаться. В результате мощности ЮУ АЭС и Ташлыкской ГАЭС были ограничены.
Но вокруг Александровского водохранилища страсти продолжались с небольшими перерывами еще долго. Поскольку атомное ведомство находило благовидные предлоги, чтобы наращивать его объемы. Теперь утихшие было эмоции, похоже, могут вспыхнуть с новой силой. Слишком уж расходятся во мнениях противостоящие друг другу стороны.
Вкратце разногласия выглядят так. Спикеры атомного ведомства во время проводимых общественных слушаний и в региональных СМИ убеждают местных жителей, что именно руководители и специалисты Южноукраинского энергокомплекса являются инициаторами и гарантами регулирования стока Южного Буга по всему его руслу и всему бассейну реки.
Акценты делаются на том, что атомщики с помощью координации усилий многих организаций и ведомств многое делают в этом направлении и немалого достигли. Якобы уже при нынешнем объеме (на отметке 16,0 м) Александровское водохранилище выполняет роль водного аккумулятора. Но беда в том, что собираемых там запасов воды недостаточно, и проблему ее дефицита надо решать незамедлительно. Если поднять уровень водохранилища до отметки 20,7 м, как намечено проектом «Завершение строительства Ташлыкской ГАЭС», тогда запасов воды хватит как для нужд энергетического комплекса, так и для водохозяйственных потребностей сельхозпроизводителей. На последнем сторонники расширения водохранилища делают особый акцент, утверждая, что необходимость поднятия уровня Александровского водохранилища и, следовательно, затопление дополнительных территорий связано, прежде всего, с народнохозяйственными нуждами жителей Николаевской области.
Сторонники реализации проекта утверждают, что подъем уровня водохранилища готовится не вследствие самодеятельности энергетиков. Действия основываются на проекте «Завершение строительства Ташлыкской ГАЭС», который «прошел все необходимые согласования и утверждения». Реализация намеченного позволит увеличить полезную емкость Александровского водохранилища до 72,6 млн куб. м. При этом уверяют, что водоем будет дозаполняться поэтапно, в основном во время пика весеннего паводка. Большая часть собранной воды будет использоваться на водопотребление хозяйств и населения области, обеспечив к тому же полноводность Южного Буга ниже плотины водохранилища. Его возросшие объемы позволят в период маловодья существенно увеличить объемы санитарных пропусков воды, необходимой для оздоровления русла реки.
У оппонирующих реализации такого проекта, в качестве которых выступает ряд учреждений и общественных организаций, по многим вопросам иное мнение. Председатель экологической ассоциации «Зелений світ» (г. Вознесенск) Сергей Колесников полагает, что в иллюзорном «подарке», преподносимом жителям области авторами проекта и теми, кто его поддерживает в нынешнем виде, по существу, припрятан несколько подправленный помпезный проект советских времен, не щадящий окружающую среду, национальные памятки природы, истории, археологии. Вместо перевода энергокомплекса на замкнутую систему технического водообеспечения старый, давно отвергнутый общественностью проект расчленили на несколько составляющих, и теперь каждую из них преподносят как безвредную, более того, благоприятную для окружающей среды. Экологи и ряд общественных организаций, между тем, обращают внимание на то, как постепенно, но неуклонно, под давлением атомного ведомства, увеличивались объемы Александровского водохранилища, наращивалась зарегулированность Южного Буга. С учетом требований Водного кодекса экологическая экспертиза допускала заполнение этого водохранилища лишь до уровня 8 м. Но потом этот уровень вырос до 14, 7 м, что обеспечивает работу двух агрегатов ГАЭС, и ныне составляет 16,0 м. А по предлагаемому проекту его следует поднять еще более чем на 4 м. Это, утверждают активисты «Зеленого світу» и ряда других общественных организаций, представляет большую угрозу для реки и является прямым нарушением Водного кодекса, который для сохранения гидрологического и санитарного состояния рек запрещает сооружать в их бассейнах водохранилища, общий объем которых превышает их сток в расчетный маловодный год. Так вот, в Южном Буге уже теперь, т. е. до заполнения Александровского водохранилища до новой отметки, граница допустимой зарегулированности стока значительно превышена. И разрыв между нормами, утвержденными законом, и реальным состоянием их исполнения лишь увеличивается, угрожая одной из крупнейших рек страны дальнейшим обмелением и засолением. При всей разности позиций сторон возможность компромисса остается. Представители атомного ведомства, в частности, признают, как и их оппоненты, что воды в бассейне, в том числе в самом Южном Буге, становится все меньше, дефицит ее обостряется, что сложная ситуация требует взвешенных, выверенных решений, которые обеспечили бы как нормальную работу энергетического комплекса, так и охрану окружающей среды. Просматриваются еще ряд точек соприкосновения. Но диалог, способный привести к взаимоприемлемым решениям, должен быть честным и откровенным, без умолчаний и передергиваний.
Независимые эксперты, в том числе местные, хорошо ориентирующиеся в происходящем, задаются многими вопросами и далеко не всегда получают на них вразумительные ответы. Представители атомного ведомства в ходе общественных слушаний изображают дело так, будто расширение Александровского водохранилища и, следовательно, затопление еще части территории, предварительно отнесенной к Национальному природному парку «Бугский Гард», делается чуть ли не исключительно в интересах сельского хозяйства, развития орошаемого земледелия. Но ни для кого не является секретом, что при нынешней ситуации в системе землепользования сельхозпроизводителям пока что не до орошения. Дело в ином. Расширяющемуся энергетическому комплексу (работают два агрегата Ташлыкской ГАЭС, строится третий, а по новому проекту предстоит возвести еще три, притом, что полностью не исключается реализация давних планов по возведению дополнительных блоков АЭС) требуется существенное увеличение охлаждающей способности Ташлыкского водохранилища, поскольку оно, особенно в летнее время, не обеспечивает надежное охлаждение агрегатов Южноукраинского энергокомплекса. Порой, признаются атомщики, «приходится идти на убытки, выводя агрегаты Ташлыкской ГАЭС в вынужденный простой». Ташлыкскому водохранилищу, как и энергокомплексу в целом, требуется все большая подпитка свежей водой. На берегу Южного Буга, отмечают экологи, рядом с существующей насосной станцией, производящей подпитку Ташлыкского пруда-охладителя, быстрыми темпами сооружается установка значительно больших размеров и мощности. Общественные эксперты теряются в догадках — что это? Допустимый «резерв главного командования» для улучшения температурного режима Ташлыкского водохранилища для увеличения выработки электроэнергии — или недопустимая с экологической точки зрения реализация замысла 80-х годов, по которому мощная насосная станция должна была обеспечивать «круговорот» воды между водоемом-охладителем конденсаторов АЭС, гидроаккумулирующей электростанцией и Южным Бугом?
Южноукраинское дежавю побуждает многое вспомнить, задуматься, сопоставить. Тем более, что подобная активность энергетического ведомства проявляется не только на берегах Южного Буга, но и на Днестре, да и на Днепре тоже. Где в тонущей в долгах стране, с еле дышащей экономикой и все более нищающим населением берутся средства (пусть заемные, но которые когда-то кому-то придется отдавать с процентами), заметим, не на реконструкцию или модернизацию имеющихся объектов с целью повышения их эффективности, а на возведение новых? При том, что электроэнергия в стране, в отличие от многого другого, не в дефиците даже при крайне низкой эффективности ее использования. Активизация энергетиков на строительном фронте совпадает с завершением разработки обновленной энергетической стратегии до 2035 г. Один из главных приоритетов готовящегося документа — рост экспорта электроэнергии из Украины в страны ЕС.
Особо жаждущим заработать таким образом свободно конвертируемую валюту не лишне напомнить: тратятся не только водные, земельные, но и далеко не всегда учитываемые экологические ресурсы. И поэтому электроэнергия обходится стране и народу намного дороже, чем представляется некоторым зараженным ведомственным эгоизмом чиновникам.
Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко ZN,UA