Аналитик группы по анализу гибридных угроз рассказала на медиафоруме в Николаеве об особенностях российской пропаганды
- Новини Миколаєва
-
•
-
- Катерина Середа
-
•
-
18:33, 16 грудня, 2019
Старший аналитик Группы по анализу гибридных угроз Украинского кризисного медиацентра (УКМЦ) Александра Цехановская во время «Южного Медиа Форума» в Николаеве рассказала об особенностях российской пропаганды в условиях гибридной войны против Украины, Европы и США.
Об этом Александра Цехановская рассказала в рамках дискуссионной платформы «Информационная безопасность» во время медиафорума, который прошел в Николаеве 12 декабря.
Она рассказала, что Группа по анализу гибридных угроз УКМЦ анализируют дезинформацию и пропаганду, которые в форме информационных кампаний являются важным и ключевым элементом современной гибридной войны.
— Наша целевая аудитория как группы - это западное экспертное сообщество. Очень важно понимать свою целевую аудиторию. К сожалению, уже который год идет война, до сих пор ты приезжаешь на конференцию по безопасности в Германии, и все еще можешь услышать вопросы от студентов военной академии: «И все-таки, почему вы решили, что на Донбассе есть российские войска?», - отметила Александра Цехановская.
В качестве примера таких кампаний Александра Цехановская привела попытку убийства Сергея и Юлии Скрипаль и трагедию рейса MH-17.
— Мы видели пример того, как дезинформация как система функционирует в горизонтальном измерении. Мы видели примеры перекладывания вины, продвижение конспирологических теорий, поиски того, что можно назвать «мальчиком для битья» и дегуманизацию жертв - изображение их как людей, которые в принципе заслуживали, чтобы умереть. Это, к сожалению, то, что делается в таких случаях очень часто. Конспирологических. Почему так? Потому что дезинформация на самом деле не нацелена на то, чтобы убедить аудиторию в какой-то одной конкретной версии событий. Нет. Обычно финальная стратегическая цель - подорвать у целевой аудитории способность к критическому мышлению, заставлять людей сомневаться в любых источниках информации, в том числе и профессиональных медиа, которые следуют этике журналистской профессии, и таким образом в итоге создать информационное поле, в котором версия о том, что за попыткой убийства Скрипалей стояли российские спецслужбы, заслуживает такого же доверия, как и версия о том, что они на самом деле отравились гречкой, потому что Тереза Мэй хотела отвлечь внимание от Brexit, - рассказала эксперт.
Александра Цехановская отметила, что все эти методы российской пропаганды работают. По ее словам, в одном из последних опросов, который проводил «Левада-центр» в России, по результатам этого опроса оказалось, что только 3% россиян считают, что за попыткой убийства Скрипалей стоят российские спецслужбы, около 16% сказали, что это были британские спецслужбы, а 53 - 56% опрошенных сказали о том, что это мог сделать кто угодно.
— Для нас очень важно понимать, что это горизонтальное измерение, которое мы увидели, не единственное. Масштабные информационные кампании очень часто являются пролонгированными, как это произошло в случае отравления Скрипалей и трагедии рейса MH-17. И в этом есть стратегическая причина, которая заключается в слабости развенчивания фейков как таковых. Опровержение, как правило, охватывает меньшее количество людей, чем изначальная фейковая новость. И во-вторых, обличение используется, как правило, в краткосрочной перспективе, то есть один раз мы опровергли вранье, и на этом все, тогда как фейковые месседжи и все эти нарративы продолжают распространяться на протяжении длительного времени. И такая человеческая психология: мы больше склонны поверить во вранье, во-первых, если мы слышали его много раз, а во-вторых, если мы слышали его из многих разных источников, - рассказала Александра Цехановская.
При этом, по ее словам, российские медиа абсолютно не переживают о логичности тех версий, которые они предлагают своей аудитории.
— Очень часто телеведущие одной и той же программы, одного и того же телеканала в разных выпусках говорят вещи, которые являются прямо противоположными тому, что они говорили накануне. И это происходит очень долгое время, наша группа продолжает следить за этой темой, - отметила Александра Цехановская.
Она также рассказала, что такая информация эффективна также потому, что воспринимается уже подготовленной аудиторией.
— Систематическая работа российских медиа много в чем построена на продвижении негативных нарративов и формировании негативного имиджа европейских стран, в частности, Украины, Великобритании и Нидерландов. В принципе, поскольку люди психологически склонны подбирать те новости и верить тем новостям, которые соответствуют той точке зрения, что у них уже сложилась, если у российского зрителя уже на протяжении многих лет очень стереотипно негативное отношение к Украине, Великобритании и Нидерландам, то конечно он будет больше готовым поверить в то, что самолет сбила Украина, что Нидерланды и Joint investigation team (следственная группа по расследованию авиакатастрофы Boeing-777 MH-17, - прим.) на самом деле русофобская организация и государство, и в то, что Великобритания тоже русофобская, а убийство Скрипалей было антироссийской провокацией, - рассказала Александра Цехановская.
По ее словам, существует 6 основных нарративов в российской пропаганде.
— Ужасы жизни - истории о том, как сложно и опасно жить в Европе, история о протестах, которые очень часто гиперболизируются российскими медиа, нарратив о терроризме, на котором видно, как работает дезинформация как система, когда берется какой-то один случай. Например, в Париже взорвалась машина, но о том, что местные правоохранительные органы не квалифицировали это как теракт - никто не скажет. Это будет подано как очередное проявление терроризма в неспокойной Европе. Всем известный нарратив о «загнивающем Западе», нарратив о санкциях, основаная идея которого в том, что Западные страны страдают от санкций больше, чем Россия, и еще один нарратив - это нарратив о мигрантском кризисе, в котором якобы виновата сама Европа из-за своей недальновидной политики, а теперь благодаря своей институциональной слабости она неспособна справиться с тем, что они называют мигрантским нашествием, которое угрожает традиционному укладу жизни в Европе, и Россия была бы готова как-то помочь с этой проблемой, так же, как она была бы готова помочь с терроризмом, но опять-таки русофобский Запад не хочет принимать российскую помощь. Это очень важно для того, чтобы подготовить аудиторию. И так же важный момент о сильно скошенной пропорции новостей. Средняя пропорция негатива к позитиву о европейских странах, Украине и Штатах на российских медиа составляет 87% негатива к 13% позитива, - подытожила Александра Цехановская.
Напомним, в четверг, 12 декабря, в Николаеве прошел Южный Медиа Форум, организованный общественной организацией «Николаевщина - надежный партнер» и Николаевским городским советом.

Щоб долучитись до коментарів авторизуйтесь на сайті МикВісті.