• четвер

    14 листопада, 2024

  • 5.4°
    Легкий дощ

    Миколаїв

  • 14 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • 5.4° Легкий дощ

Сценарии будущего для России

Украинский философ Сергей Дацюк неоднократно вызывал российских мыслителей на интеллектуальный поединок, но они либо не являлись, либо являлись невооруженными.

Это лишь один из признаков того, что российская философская мысль пока не осознала ни формата будущей России, ни пути преобразования.

По-хорошему, нужно было бы оставить эту задачу россиянам, ведь это их страна, а нам бы хотя бы со своими задачами справиться.

Однако у нас есть жизненный интерес как минимум к одному аспекту российской государственности: для нас предельно важно, каким образом Россия перестанет быть опасной для Украины. Иными словами, как именно произойдет первый этап изменения России, после которого она займется своими внутренними проблемами, прекратив оказывать воздействие на Украину.

Реклама

Российское вторжение, аннексия Крыма и жесткая информационная война не позволяют откатиться на позиции 2013 года «братских народов, тесных экономических связей и родственных культур» и просто сделать вид, что ничего не произошло. Значит, изменения в отношении России к Украине могут произойти только вследствие изменений в самой России.

Какие же события возможны?

Экономический бунт масс. История России показывает, что люмпен-пролетариат, составляющий основу российского населения, способен прожить достаточно долго за чертой бедности, не испытывая никаких сложностей. Эти люди быстро привыкают к дальнейшему снижению жизненного уровня и не готовы «ломать устои» ради колбасы. Обнищание населения не приводит к недовольству. Более того, пример донецко-луганских люмпенов, однородных по постсоветской идентичности большинству российских, показывает, что богатая и сытая Европа отвращает своей чужеродностью. Этот сценарий отметаем как невозможный.

Экономическая революция среднего класса. Средний класс в России слаб и несамостоятелен, разъединен физически и информационно. Для революции среднего класса необходимы независимые медиа и выстроенные структуры гражданского общества, а еще необходим длительный общественный диалог о судьбе страны. Ничего этого нет. Кроме того, буржуазная революция должна быть поддержана массами, а в нашем случае вся Россия за пределами Садового кольца грозит стать сплошной огромной Вандеей для незадачливых буржуазных революционеров. Наконец, российский средний класс для существования российской экономики и государства вовсе не обязателен (как это было доказано в 20-е годы прошлого века), так что в случае опасности его можно и распылить, благо силовой ресурс есть. Этот сценарий также нет смысла рассматривать.

Олигархическая революция. Увы, и этот сценарий для России невозможен. Олигархи в России политически слабы и зависимы. «Семибанкирщина» осталась в прошлом, и нет ничего, даже близко напоминающего украинский олигархический баланс времен Кучмы. Для олигархической революции нужна не только экономическая независимость крупнейшего бизнеса — им еще нужны медиа в собственности и парламентские фракции, и чтобы на Западе ценили и принимали как самостоятельных фигур. А еще желательно иметь традицию нескольких центров власти, нехарактерную для путинской России. Скажем прямо, зачистку власти олигархов Путин провел эффективно. Что касается ближнего круга олигархов, назначенных самим Путиным, то они полностью подчинены. Да и олигархи ли они? Скорее управляющие общей кассы.

Экономический коллапс и распад. Единство России держится не только на зомбированности масс, но и на единстве региональных элит. Это единство постоянно должно подпитываться финансовыми потоками из центра. Получается, что Кремль покупает лояльность региональных элит на доходы от углеводородов. Когда потоки иссякнут, региональные бароны зададут себе вопрос: а стоит ли дальше сохранять лояльность обнищавшему режиму?

Ведь все кризисы государственности во все времена начинались как фискальные кризисы. И тогда мы вполне можем стать свидетелями парада суверенитетов, под которые будут на скорую руку изобретаться новые идентичности (сибирская, дальневосточная) там, где невозможно опереться на этнический состав местного населения. Факты говорят, что многие местные элиты готовы предать федеральный центр в любой момент. Записываем этот сценарий в потенциально возможные. (Кстати, среди региональных элит наверняка найдутся желающие получить поддержку Украины или хотя бы сотрудничать с ней.)

Национально-освободительные антиимпериалистические войны. Сценариям распада через экономический коллапс придает большое разнообразие наличие национального компонента. В Российской Федерации (федерации только на словах, ибо все ключевые признаки федеральной структуры власти отсутствуют) имеется масса национальных субъектов различного размера, экономической мощи и политического влияния.

Если Северный Кавказ давно готов отделиться и сдерживается только данью Москвы, то некоторые другие богатые республики смотрят в лес исподтишка. В условиях крайнего ослабления центра (и, не исключено, эффективной работы иностранных спецслужб, а также исламистских агитаторов) могут быстро возникнуть сильные центробежные тенденции, как это уже было однажды при Ельцине. Речь в первую очередь о Татарстане, но чем слабее будет центр, тем больше будет сюрпризов. Считаем их все подсценариями вышеописанного экономического коллапса и распада.

Большая война в Европе. В попытке сохранить свои позиции Кремль может прибегнуть к эскалации войны в Украине. Это уже маловероятно, поскольку понятно, что одной лишь военной силой Украину не взять. Но в условиях отсутствия хорошей стратегии ее заменяет любое спонтанное решение. Это довольно кровавый сценарий, в котором погибнет много украинцев и россиян, настолько много, что возможны различные катаклизмы в России, от дворцового переворота по сговору с Западом до военной хунты или атаки Запада на инфраструктуру. Все эти сценарии мы рассматриваем ниже. Аналогичная история случается, если Кремль, окончательно потеряв чувство реальности, пытается шантажировать страны Балтии «зелеными человечками» и ядерной угрозой.

Большая война в Азии. Тем временем есть еще несколько возможных театров военных действий. Определенным выходом из украинского цугцванга (так называется стратегическая позиция, в которой любой ход ухудшает ситуацию) может быть нападение на более слабого партнера на другом театре, и предсказывали, что опасаться следует в первую очередь Казахстану, во вторую — Азербайджану. Обе страны весьма уязвимы.

Если Россия выйдет из Украины в обмен на казахские богатства, Запад будет доволен, снимет санкции и не вступится за режим Назарбаева (особенно если условия работы западных компаний будет обещано не менять). Так что сохранение нынешнего кремлевского режима через смену фокуса вполне возможно. А вот чего точно не случится, так это китайского вторжения. Китай умеет и может ждать, рано или поздно все богатства сами упадут ему в руки.

Смена фокуса войны на внутренний. Раз уж мы упомянули про смену театра военных действий, остается еще один подобный вариант сохранения кремлевского режима: сворачивание войны в Украине и разворачивание ее против местной «пятой колонны», коей по русскому обычаю будут назначены евреи и интеллигенты, для этой цели приравненные к евреям. В таком случае Россию ждет возрождение черной сотни, погромов и репрессий по образцу ГУЛАГа. 

Инфраструктурный коллапс извне. Российская инфраструктура весьма уязвима с разных точек зрения. SWIFT, зарубежный софт на техногенно опасных и ключевых инфраструктурных предприятиях (от АЭС до железных дорог, от металлургических комбинатов до мобильных операторов), импортные запчасти для всего-всего-всего, множество других тонких звеньев. Конечно, в обычных условиях Запад не будет прибегать к настолько жестким санкциям, которые грозят хаосом в большой ядерной стране. Но как крайняя мера это всегда остается. В зависимости от степени управляемости инфраструктурного коллапса, либо голову Путина принесут на блюде (этот вариант мы рассматриваем ниже), либо распад пойдет по тому же сценарию, что и вышеописанный экономический коллапс.

Инфраструктурный коллапс изнутри. В последние годы существования СССР случилось множество крупных аварий, не только Чернобыль. Почему перед крахом системы возникают цепочки техногенных катастроф? Гуманитарии объяснят вам, что качество человеческого капитала падает, и он оказывается неспособен содержать в порядке сверхсложные системы.

Физики скажут о том, что попытка увеличения энтропии в окружающем мире бумерангом возвращается к инициатору. Мистики увидят в этом знаки, предсказывающие падение, как буквы на стене на пиру царя Валтасара. Так или иначе, несколько крупных аварий с тяжелыми последствиями могут полностью разбалансировать социальную систему. Плюсуем этот сценарий к предыдущему.

Военный переворот (хунта). В стране с большим количеством силовиков военный переворот никогда нельзя сбрасывать со счетов. Теория военного переворота хорошо изучена Эдвардом Люттваком, и предложенная им методика позволяет сделать вывод о невозможности такого сценария в России. С одной стороны, армейские офицеры в России не представляют собой замкнутую касту с жестким корпоративным духом, не пользуются безусловным уважением и доверием внутри страны, подавлены нищетой и репрессивными методами командования. С другой стороны, армия хорошо сбалансирована спецслужбами и насыщена их агентами. Условия для формирования «декабристов XXI века» полностью отсутствуют.

Нацистский переворот. А кто тогда представляет собой неконтролируемую силу, если не армия? Из Украины легко увидеть ответ на этот вопрос: весь тот сброд, который штурмует наши границы вместе с российской армией. Наемники, казаки, пассионарии из разных этнических регионов, реконструкторы, оставшиеся не у дел спецназовцы и прочая братия. При наличии лидера и идеологии они вполне способны если не захватить, то потрепать власть. Лидер, как мы понимаем, найдется.

А в качестве идеологии вполне подойдут рваные остатки национал-социализма, так популярные в среде российских люмпенов. Безусловно, сегодня из этого всего еще невозможно слепить мощную силу. Но и в Германии нацисты тоже начинали с такого же уровня, а закончили полным контролем над государством. Всенародная обида на геополитику, пассионарность, наличие гор неконтролируемого оружия и людей, уже научившихся убивать, десяток ветхих лозунгов на фоне мозаичного этнического состава и жесткого экономического спада, недовольство неспособной властью — этот набор ингредиентов вполне достаточен для адского зелья.

Не забываем: время ускоряется, и за пару месяцев нынче могут вырасти зубы дракона, которым столетие назад нужно было несколько лет. Однако для того, чтобы этот сценарий стал возможным, власть должна стать совсем слабой — например, в результате дворцового переворота. Поэтому мы будем считать этот сценарий частью сценария «Черная дыра», рассматриваемого последним.

Новая Орда. Что происходит со страной, в которой до предела падает уровень социальной энергии? Она становится добычей захватчиков, в истории такое бывало сотни раз. Россия убедительно показала всему миру, что в отношении нее правило неприкосновенности границ не действует. Однако же, к ее счастью, никто на российскую территорию нынче не покушается. Как мы говорили, Китай не в счет: он ждет, пока исполнится древняя китайская пословица «Если достаточно долго сидеть на берегу реки, можно увидеть, как мимо тебя проплывет труп твоего врага».

Даже если желающий взять падающую Россию найдется, развитые страны будут против: им не нужно чрезмерное усиление одного из второстепенных игроков за счет российских ресурсов. Но они не смогут быть против, если захватчик придет изнутристраны. Сравнительно небольшая армия пассионариев Северного Кавказа под руководством опытных лидеров вполне способна быстро подмять под себя огромную страну. Этнически чуждые ядру захватчиков (например, тюркоязычные) пассионарные группы быстро инкорпорируются, как показывает история (монгольское войско состояло в основном не из монголов). Массы покорятся, а местные силовики будут рады должности баскака (извините за тюркизм, ибо чеченских слов не знаем).

Дворцовый переворот. Для России это наиболее традиционный путь, совершавшийся неоднократно. В российской истории на всех ее этапах отсутствуют такие субъекты, как независимые региональные бароны, мощная городская буржуазия и прочие силы, способные на революцию. Чаще всего инстинкт самосохранения срабатывает у узкой группы лиц, достаточно приближенной к трону. Как обычно, вокруг государя имеется несколько соперничающих группировок. В нашем случае это армия и спецслужбы (как уже говорилось, олигархи слабы и зависимы).

В советской истории третьей силой был партийный аппарат, что и позволило двум силам объединиться против третьей (так после смерти Сталина был смещен Берия). В нынешних российских условиях схватка бульдогов под ковром обещает быть жесткой. Результатом будет правитель, приемлемый для Запада с точки зрения внешней неагрессивности и способности держать под контролем внутренние силы и ядерное оружие. (Заметим, на эту роль не подходит никто из ближайшего окружения Путина.)

Это может быть самостоятельная сильная личность или же условный регент, за спиной которого грызутся настоящие силы — армия и спецслужбы (вполне возможно, олигархи проявятся как третья сила или усилят одну из сторон). Будет при этом Путин убит или отправится в Гаагу, в общем-то, не очень важно. Первое вероятнее для безопасности путчистов, ведь он может начать говорить. Как бы там ни было, Россия отдаст оккупированные украинские территории, санкции снимут, за подешевевшими российскими активами придут инвестиции, а в Кремле поселится группа западных советников (например, немецких, чтобы не смущать народ американцами).

Черная дыра. Всё будет хорошо, если после дворцового переворота власть удастся удержать. Но есть вероятность, что система уже достаточно разбалансирована. И тогда новая власть окажется Временным правительством. К этому же результату может привести чрезмерное давление Запада, который будет стремиться убрать из российского руководства всех сильных опасных фигур старого режима, не понимая, что это приведет к вакууму власти, как в Ираке.

И тогда все вышеприведенные варианты развития событий могут случиться одновременно, поскольку система с жесткой вертикальной властью не терпит пустоты (система с балансом власти и тем более с горизонтальными сетевыми структурами намного более устойчива). В этот вакуум втянутся все, кто пожелает: осмелевшие олигархи, региональные элиты, исламисты, военные, уличные нацисты, наемники с Донбасса, пассионарии с Северного Кавказа и так далее. Это будет бурлящий котел гражданской войны, в котором Россия либо схлопнется в антропологическую пустыню, либо развалится на множество кусков, либо родит нового монстра типа Советской Власти или Исламского государства Ирака и Леванта. В таком случае стена и ров с крокодилами соседям не помогут.

Мы завершили рассмотрение основных вариантов развития событий в России. Напомним читателям, что целью нашего анализа было не понять судьбу России (этим пусть занимаются российские аналитики), а каким образом Россия перестанет быть опасной для Украины. Иными словами, что должно произойти, чтобы российское руководство и российские пассионарии занялись внутренними делами и забыли про Украину.

Итак, следующие основные сценарии мы считаем невозможными или крайне маловероятными:

— Экономический бунт масс

— Экономическая революция среднего класса

— Олигархическая революция

— Военный переворот

(Мы не упоминаем вырожденные сценарии, быстро скатывающиеся к другим.)

Следующие сценарии являются достаточно вероятными:

— Выход России из Украины через смену фокуса войны на Азию или внутреннего врага

— Экономический и инфраструктурный коллапс и распад

— Новая Орда пассионариев с Северного Кавказа

— Дворцовый переворот

Заметим, что последние три сценария могут случиться одновременно, что приводит нас к сценарию «Черная дыра».

В заключение коротко обсудим вопрос, что делать Украине. Эта тема требует отдельной публикации, здесь же заметим лишь, что нет ни одного сценария, в котором сильная и агрессивная Россия была бы мирным соседом для Украины. Даже сценарий вторжения в Казахстан «вместо Украины» не означает, что кремлевское руководство, обиженные на весь мир низшие социальные классы и помнящие о погибших товарищах российские спецназовцы забудут об Украине. В то же время, слабая и распадающаяся Россия представляет для Украины не меньшую угрозу: она будет бесконечно исторгать потоки беженцев и колонны боевиков.

Единственным позитивным сценарием будет успешный прозападный дворцовый переворот, вполне соответствующий озвученной недавно метафоре «Мишку посадили на цепь, вырвали зубы и когти». Но насколько стабильным будет такой сценарий? Ведь может пойти успешно, как в Сербии, а может неуспешно, как в Ираке. Иракский вариант более вероятен, поскольку нет новых сил, подготовленных к взятию на себя ответственности за страну. К тому же, нынешняя российская внешняя политика в полной мере является отражением чаяний российского народа — до такой степени, что альтернативные фигуры типа Навального и Ходорковского вынуждены следовать ожиданиям своего электората, давая оценки перспективы российско-украинских отношений.

Таким образом, в подавляющем большинстве наиболее вероятных сценариев Россия представляет собой постоянную угрозу для Украины. А значит, нам нужно:

1. Разработать стратегию войны с Россией в военной, политической, экономической и информационной сферах.

2. Завершить перестройку армии, создав современные вооруженные силы, способные отразить российскую агрессию.

3. Заручиться поддержкой западных союзников, жестко объяснив им, что лишь Украина стоит между ними и ползущим с востока хаосом.

4. Передислоцировать военную промышленность исходя из реальных угроз (старое размещение диктовалось противостоянием блоку НАТО).

5. Жестко бороться с российской агентурой в силовых структурах, политике и медиа.

6. Поставить заслон российской пропаганде в виде регуляторных ограничений и собственной контрпропаганды.

7. Постепенно, но неуклонно разрывать экономические связи с Россией, особенно в сфере энергетической независимости.

8. Разработать новую миграционную политику.

9. Развивать новую украинскую культуру, которая вытеснит российскую культуру в сознании граждан.

10. Предъявить миру международную субъектность Украины и собственное понимание нового места Украины в мире.

Короче говоря, нужно стать сильными, самостоятельными и экономически процветающими. (Понятно, что это задача не только государства, но и всех граждан.) Мифы о братских народах, тесных экономических связях и родственных культурах должны быть окончательно уничтожены: они становятся смертельно опасными.

Валерий Пекар, Хвиля.

Реклама

Читайте також: