СУД ДА ДЕЛО МАКАР
- Алена Емельянова, "Николаевский бизнес + спорт"
-
•
-
8:30, 22 червня, 2012
На прошлой неделе состоялись первые судебные заседания по делу Оксаны Макар. Подробности резонансного убийства, «прославившего» наш город и украинское правосудие в целом, пожалуй, пересказать может практически каждый. А шум относительно справедливости расследования этого дела не утихает до сих пор. Поэтому неудивительно, что возле Центрального районного суда города Николаева в дни заседаний можно было наблюдать очередной пикет.
Еще за день до начала подготовительной части судебного заседания под зданием суда небезызвестные активисты общественной организации «Гард N» в очередной раз развернули палаточный городок в знак протеста против решения судьи сделать суд закрытым. Пока в зале судья Селиванова объявляла о начале заседания, под окнами здания активисты устроили театрализованное мероприятие, которое, по их словам, «показывало», чем может завершиться такой суд, если в зал не пустят прессу и всех неравнодушных «зрителей».
Именно поэтому известные защитники Макар Юрий Круцылов, Андрей Дворецкий и Евгения Матейчук разыграли мини-спектакль, в котором «честный» судья раздавал всем желающим лапшу, которая, по их словам, символизировала «честное» решение суда.
Параллельно свое ходатайство с просьбой сделать суд открытым подали и представители гособвинения в суде. Неизвестно, что сыграло в этой ситуации решающую роль: очередные акции общественников, ходатайство прокуратуры, а может и официальное заявление Генпрокурора Пшонки, который также выступил за частичную открытость суда, однако уже к обеду к собравшимся вышли представители пострадавшей стороны и объявили, что судья приняла решение сделать заседания частично открытыми. Так с 12 июня и до конца судебного разбирательства как пресса, так и все желающие могут присутствовать в зале суда. Исключением станут лишь те заседания, в ходе которых будет озвучиваться интимная сторона дела.
После такого объявления общественники стали громко кричать о своей победе и сворачивать палаточный лагерь. Пока активисты собирали палатки, к ним несколько раз подходили пенсионеры с просьбами организовать еще пару пикетов возле памятника Ленину, аналогичные тем, мартовским, которые активисты устраивали с целью привлечь к ответственности всех троих подозреваемых в убийстве. Пенсионеры хотят привлечь тем самым внимание государства к проблеме спасения судостроения и возвращения его в Николаев. По словам стариков, раз тогда активистам было не трудно собрать в центре города такое количество людей и «достучаться до самого Президента», то они могли бы повторить мероприятие, но уже с другой целью. Однако, по всей видимости, просьбы пенсионеров так и останутся неуслышанными, ведь одно дело состряпать себе пиар на громкой истории, всколыхнувшей всю Украину, и совсем другое – ратовать за возрождение кораблестроения, до которого в Киеве никому нет никакого интереса. Не «мажоры» ведь разрушили местные верфи.
К слову, со своими личными просьбами в этот день николаевцы обращались не только к активистам. Популярностью у них в этот день также пользовался и нардеп Николай Катеринчук, взявший на себя ответственность защищать пострадавшую сторону в суде. Так можно было наблюдать интересную картину: пока мать Оксаны Макар Татьяна Суровицкая рассказывала журналистам о том, чего же они будут требовать у суда, несколько человек атаковали Катеринчука и наперебой пытались вручить ему бумаги с несправедливыми, по их словам, судебными решениями прошлых лет. Однако Катеринчук бумаги не взял, сославшись на то, что «позже посмотрит». Резкий тон, с которым это было сделано, позволяет предположить, что бумаги так и останутся нерассмотренными.
После небольшого перерыва все желающие попасть в суд прошли в здание и смогли лично увидеть подсудимых и ознакомиться с заключительным обвинением, которое представитель гособвинения, прокурор Главного управления поддержки гособвинения в суде от Генпрокуратуры Украины Ярослав Кривовяз читал более часа. За это время он зачитал показания самой Оксаны Макар, которые она успела дать еще 13 марта, будучи в больнице. Кроме того, были оглашены показания ее матери Татьяны Суровицкой, а также всех троих подозреваемых: Краснощека, Погосяна и Присяжнюка. Однако время в суде ценится, и уже ближе к пяти вечера судья Елена Селиванова объявила о перерыве и назначила следующее заседание на четверг, 14 июня.
Через два дня в здание суда послушать продолжение заключительного обвинения пришло значительно меньше людей. В суд в этот день не явилась даже мать потерпевшей. Как пояснил судье её защитник Катеринчук, Татьяна Суровицкая полностью доверяет своим адвокатам и не против того, что в этот день суд состоится без её участия. Сама же она, по словам нардепа, не пришла по той причине, что ей тяжело и больно слушать материалы, в которых рассказывают о подробностях убийства её дочери.
Возможно, так оно и есть на самом деле. Ведь пока адвокат говорил о сердобольности женщины, сама Татьяна в телефонном разговоре с журналистом заявила, что в суд не пришла по причине болезни, и в тот день решила остаться дома в своем родном поселке Луч, чтобы «отлежаться с температурой».
Фото: niklife.com.ua
Интересно, что в тот же день, который она, по её же словам, вроде как находилась в поселке Луч, спасаясь от нервных потрясений и повышенной температуры, её сразу же после заседания суда видели в ресторане «Старгород» в компании немецкого благотворителя Рейко Опица и нардепа Николая Катеринчука. И, по словам тех, кто находился в это же время в ресторане, Суровицкая явно не выглядела заболевшей, попивая прохладный «мохито» в столь жаркий день.
Впрочем, такая нестыковка не вызвала особого удивления, ведь ещё с самого начала всей трагедии, пока Макар находилась в ожоговом отделении городской больницы № 3, её мать успела снискать себе определенную славу.
Однако все это – дело второстепенное. Больший интерес в этот день вызвало все тоже заключительное обвинение, которое в четверг наконец-то дочитал гособвинитель. Ничего нового, чего бы еще не слышали о событиях той ночи, в обвинении не всплыло. Главным фигурантом по-прежнему является Краснощек, который, к слову, единственный признал свою вину. Правда, признал её лишь частично. Ведь, по словам подозреваемого, девушку он, конечно, убивал, однако делал это «без особой жестокости». Стоит отметить, что всем троим подозреваемым выдвигают обвинения по п.4, 10, 12 ч. 2 ст. 115, ч.4 ст. 152, а Краснощеку – еще и ч. 3 ст. 153.
К слову, небольшой ажиотаж среди журналистов вызвали результаты судмедэкспертизы. Суть в том, что, исходя из заключения, доказательств того, что в изнасиловании принимал участие Артем Погосян, практически нет. Чтобы уточнить этот вопрос, журналисты обратились и к адвокатам потерпевшей, и к гособвинителю Ярославу Кривовязу. На это они ответили, что кроме судмедэкспертизы доказательствами в суде являются также и показания потерпевшей. Так что, как подытожили защитники, Погосян, несмотря на судмедэкспертизу и своё отрицание вины, участие в изнасиловании все же принимал. И все это они докажут в ходе последующих судебных заседаний.
Сами же заседания, по словам защиты, длиться будут еще не один месяц. Как уточнил Катеринчук, который будет требовать пожизненного заключения всем трем подозреваемым (к слову, с ним согласны и гособвинители) окончания процесса следует ждать не раньше осени. А пока же каждый вторник и четверг, по решению судьи Селивановой, стены Центрального районного суда будут свидетелями заседаний по резонансному делу.