• середа

    27 листопада, 2024

  • -1.1°
    Похмуро

    Миколаїв

  • 27 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • -1.1° Похмуро

Почему невозможен раскол Украины

Если у народного депутата Вадима Колесниченко есть сторонники в Николаевской области, а я все же склонен лучше думать о николаевцах, то приведенные ниже цифры окажутся для них холодным душем.

Кто кого кормит

Если ты хочешь жить отдельно, то всегда просчитываешь, сколько зарабатываешь и сколько тратишь. Давайте остановимся на этом подробнее.

В сказание о том, что области Юго-востока страны помогают выжить другим регионам, верят только те, кто не знаком с реальной статистикой. Возьмем для примера Николаевскую область.  За первые 6 месяцев прошлого года Николаевщина обеспечила поступление в бюджет Украины  0,8 млрд.грн.,  а получил взамен 2,82 млрд. Другими словами, социалистический принцип «От каждого по способности – каждому по труду» в этом случае не сработал.

Но ничего – Киев выручил, вот только как мы распорядились помощью с центра? Проели.  Может, вы думаете, что дотации сказались на повышении конкурентоспособности области? Ничего подобного.  Она как топталась на месте, так и топчется по сей день. Согласно Отчету Фонда «Эффективное управление», в 2013 году по этому показателю (3,96) Николаевская область занимала 19-е место в Украине. Для сравнения: 2011 год – 3,86; 2012 год – 3,97. А в некоторых позициях мы и вовсе оказались в хвосте: начальное образование, здравоохранение, уровень развития бизнеса (23-е место), развитие финансового рынка (27-е место). При этом эксперты назвали самые проблемные факторы ведения бизнеса на Николаевщине. К ним они отнесли налоговую политику, нестабильность госполитики, а также налоговые ставки и коррупцию.

Те, кто ратует за федерализацию Украины, могут мне возразить: нашу область никогда не относили к донорам государственного бюджета. Хорошо, тогда поговорим о территории тяжелой индустрии. За тот же период прошлого года Донецкая область отдала 3,85 млрд., а получила 13,09 млрд.; Луганская область перечислила Киеву 4,35 млрд., а получила 9,42 млрд. Не в лучшем положении оказалась Запорожская область – 1,77 млрд. против 4,07 млрд.

Только две области, относящиеся к Юго-востоку страны, показали, что могут себя обеспечить – Харьковщина и Днепропетровщина. Остальные регионы можно смело отнести к так называемой территории проедания. А вот некоторые области Западной Украины, напротив, продемонстрировали способность жить за свой счет: Львовщина отдала 4,7 млрд., получив 4,3 млрд., а Ровенщина почти свела концы с концами (1,96 против 1,97 млрд. грн. субсидий).

Эти цифры, обнародованные экспертами «Инвестгазеты», заставляют усомниться в главном козыре сторонников федеративного устройства Украины. Без единого бюджетного центра существование традиционных промышленных центров страны обречено на прозябание.

Но даже не этот фактор служит основным контраргументом в разговоре о будущем устройстве страны. Децентрализация власти привет к потере коррупционных потоков, а это для властной верхушки смерти подобно.

Партия одного региона

Здесь в Николаеве мы часто задаемся вопросом: «Почему не выделяются миллиарды на государственную поддержку судостроения, а средства на другие проекты если и доходят, то в урезанном виде и то после пуска бюрократической крови?» Ведь это вроде как несправедливо: на выборах поддержали Януковича и Партию регионов, а взамен никакой благодарности.

А все потому, что партия, находящаяся у власти, давно превратилась в партию одного региона. Знаете ли вы, к примеру, что в 2013 году в госбюджет из Донецкой области поступило 6,7 млрд. грн. налога на добавленную стоимость, а возмещено было 8,7 млрд. грн, что является абсолютным рекордом для всех областей Украины?

А теперь возьмем принятый бюджет государства на 2014 год. В нем вы нигде кроме расходов на содержание облгосадминистрации и общего размера субсидий  не встретите упоминания Николаевской области.

Зато в принятом госбюджете можно встретить такие статьи:

Реклама

- передбачити видатки споживання за новою бюджетною програмою «Субвенція з державного бюджету міському бюджету міста Донецька на погашення частини кредиту, залученого на оновлення парку автобусів та тролейбусів приймаючих міст по підготовці до проведення в Україні фінальної частини чемпіонату Європи 2012 року з футболу» (код 3511020) у сумі 100.000 тис. грн;

- обласному бюджету Донецької області на здійснення видатків, пов’язаних із реалізацією заходів щодо підвищення рівня надання суспільних послуг, у сумі 120.000 тис. грн;

- передбачити видатки розвитку за новою бюджетною програмою «Субвенція з державного бюджету обласному бюджету Донецької області на будівництво сучасної регіональної лікарні швидкої медичної допомоги в м. Донецьку» (код 3511400) у сумі 50.000 тис. грн;

Думается, что кроме патриотизма, донецкими лоббистами движут и другие интересы. Право на выделение сотен миллионов гривен на отдельно взятый регион, дает уникальную возможность приложиться к государственной кормушке. Особенно, когда знаешь, что в Донецкой области никто тебя за это не накажет. Наоборот, назовут умелым хозяйственником, работающим на благо системы.

Как это работает на деле, хорошо видно на примере использования дотаций для предприятий угледобывающей отрасли. В мире только три страны – США, Австралия и ЮАР добывают уголь без государственной поддержки. Остальным приходится субсидировать свои шахты, покрывая разницу между себестоимостью тонны угля и ее ценой на рынке. В Украине же из этого сделали золотую жилу.

Государственные объединения заставляют директоров шахт путем хитрых расчетов раздувать себестоимость, а затем увеличенный размер бюджетной дотации  делят, и через откаты и проведение ловких тендеров выводят в карманы тех, кто участвует в схеме. Вот и вся государственная поддержка отрасли.

Но и этого, оказывается, мало. Рассказывает Михаил Волынец, народный депутат Украины, председатель Независимого профсоюза горняков и Конфедерации свободных профсоюзов:

— Еще одна схема — использование в легальной торговле угля с теневого рынка. Это уголь из нелегальных «копанок», расположение абсолютного большинства которых, безусловно, хорошо известно правоохранительным органам на Донбассе, но закрывают их не часто, скорее, для галочки в статистике. Затраты на добычу тонны «копанкового» угля рабским трудом нелегальных работников могут составлять 50 — 100 грн., но его продает как свой шахта, в которой затраты на тонну — 1200 грн. Нынешняя цена реализации этого угля — примерно 750 грн., так что, 450 грн. шахте покрывает государство.

Итак, на каждой тонне угля из нелегальных «копанок» народную казну обворовывают на эти 350 — 400 грн. завышения себестоимости. Объем теневого угольного рынка ныне составляет около 5 млн. тонн в год — так из госбюджета только по этой одной схеме вымывают миллиарды! Притом добытый кустарями в «копанках» уголь некачественный, оно плохо горит, имеет низкую теплотворность.

В Донбассе об этом знают все, но Донбасс не трогают – земля неприкосновенная, родина Богов. Между тем, только на поддержку отрасли в этом году в государственном бюджете будет выделено порядка 14 миллиардов гривен. Для сравнения: это больше общенациональных расходов на здравоохранение, агропромышленный комплекс и культуру вместе взятых.

И вы скажете, что власть согласиться расстаться с золотой жилой ради пресловутого лозунга о необходимости перехода к федеративному устройству страны?

Раскол по-молдавски

Вас еще не убедили доводы и представленные цифры? Тогда перенесемся в соседнюю Молдову, и посмотрим, к чему привели попытки раздела этой страны.

Когда местная власть в Тирасполе объявила о создании Приднестровской Молдавской республики, расчет делался на развитую промышленность и защиту в лице российских военных, расквартированных по эту часть Днестра. Но потом случился мировой экономический кризис, к чему непризнанная республика оказалась не готова. Главными проблемами экономики региона стали массовая миграция, стареющее население, изношенность фондов и инфраструктуры, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, высокая инфляция, непризнанный статус, отсутствие значительных запасов полезных ископаемых и транспортная зависимость от соседей.

В том, что Тирасполь еще сопротивляется вызовам времени – заслуга Кремля, ежегодно оказывающему Приднестровью братскую финансовую помощь, которую республика, к слову, проедает. Не видя перспектив, молодые люди вынуждены оформлять паспорта на выезд в соседние государства. Многие едут в Молдову, потому что знают не понаслышке об успехах реформ в этой стране.

Нам, украинцам, много раз показывали, каких изменений достигла Грузия. Теперь, похоже, за опытом мы будем ездить в Кишинев – столицу наиболее динамично развивающейся экономики Восточной Европы.     

Факты таковы. По данным Национального бюро статистики, за 9 месяцев 2013-го года ВВП Молдовы вырос на 8%, в то время, как украинская экономика за этот же период сократилась на 1,25%. По итогам 11 месяцев 2013 года общий молдавский экспорт вырос более чем на 11%, в то время как украинская внешняя торговля сократилась на 9,2%. В отличие от Украины, в Молдове растут золотовалютные ресурсы Национального банка.

Конечно, Молдову еще рано называть страной экономического чуда. Здесь по-прежнему разгораются коррупционные скандалы, страну время от времени потрясает от политических демаршей, а жители бедных сел все также едут на работу в Россию. Но скоро количество молдавских строителей в Москве поубавится: уже этим летом молдаване получат право безвизового выезда в Европу.

Тому, что происходит в Молдове, есть объяснение. В 2009 году в Кишиневе произошло то, что сегодня в Украине именуются Майданом. В результате Твиттер-революции к власти пришло молодое правительство, в котором две трети министров к тому времени уже имели дипломы престижных университетов. А учат там, как известно, эффективному менеджементу, а не способам разбазаривания государственных денег.

Возможно ли повторение продобного опыта в Украине? В настоящее время – нет. И хотя в Партии регионов есть немало прогрессивной молодежи, существуют две силы, с которыми ей справиться невозможно. Первая сила – это политики старой формации, считающие, что можно жить и с 14-и миллиардов гривен государственных дотаций угольным шахтам.

Вторая сила заседает в Московском Кремле, и она крайне незаинтересована в украинских реформах, ведь в случае их успешного проведения жители России вправе задать власти резонный вопрос: «А мы что – хуже?»

Дабы этого не произошло, Кремль готов выделять любую финансовую помощь для сохранения в Украине действующей системы власти. А чтобы помощь эту брали дрожащими руками, держат в страхе перед придуманными угрозами. И одна из них – риск раскола страны. Вы готовы держать в себе этот страх – смотрите и далее российские телеканалы, слушайте выступления озабоченных депутатов, губернаторов, мэров. И тогда вы станете полноправным членом общества массового психоза. Выбирайте. Такая возможность у нас еще есть.

Игорь Данилов для НикВестей

Реклама

Читайте також: