Янукале
- Евгений Косячков, ОБКОМ
-
•
-
17:07, 27 червня, 2012
«Обком» попытался понять, почему Президент Виктор Федорович Янукович до сих пор не почтил своим присутствием мероприятие, проходящее под его патронатом, и что, возможно, спугнуло его в экспозиции первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE-2012.
Скажем сразу и прямо: далеко не все из представленных экспонатов могут украсить собою интерьеры Межигорья, увы. Видимо, организаторы выставки, заручившись поддержкой Виктора Федоровича, в погоне за «громкими» именами, идя на поводу у «модных» веяний, не с полной мерой ответственности отнеслись к порученному им делу. И, по большому счету, да простят нас специалисты в отрасли современного искусства, дух Виктора Федоровича если и витал над «Мистецьким Арсеналом», то разве что у входа в помещение – в виде великолепного масштабного полотна, сообщающего о том, что «Перша Київська міжнародна бієнале сучасного мистецтва ARSENALE-2012» осуществляется при его личной поддержке:
Но, увы, этого явно недостаточно. Во избежание голословных кривотолков и предвзятых инсинуаций подчеркнем: мы и не ожидали увидеть на биеннале нечто сопоставимое с хрустальными люстрами, украшающими просторные «кабинеты задумчивости» резиденции Виктора Федоровича, или с золотыми умывальниками, или с нефритовой настольной лампой из его рабочей коллекции, - нет, конечно! Однако, коль скоро половину расходов на проведение выставки взвалила на себя держава, то извольте, господа творцы, если не соответствовать образцам вкуса главы этой державы и своего покровителя, то хотя бы стремиться к идеалу!
Видимо, не случайно Виктор Федорович проигнорировал торжественное открытие выставки и послал «на разведку» уважаемых в мире искусства соратников: Анну Герман, министра культуры Кулиняка и даже премьера Николая Азарова. И поскольку с момента открытия минул уже месяц, а нога Президента еще не ступала под своды «Арсенала», можно предположить, что рекомендации относительного увиденного этих уважаемых персон были, мягко говоря, сдержанными. Не беремся судить, что покоробило утонченное художественное чутье Анны Николаевны (возможно, насторожили своей вызывающей амбивалентностью жизнерадостные эсесовцы, слившиеся в гомосексуальном акте), но смеем предположить, что Николаю Яновичу и главе Минкульта кое-что из представленного в «Арсенале» показалось просто оскорбительным. Например, фрагмент концептуальной инсталляции китайского мастера Сонг Донг. Ведь давно уже ни для кого не является секретом трепетное отношение господина Азарова к такому важнейшему в рационе украинцев продукту, как капуста белокочанная (см. об этом, например, наше исследование на эту тему). И что же продемонстрировали взору премьер-министра? - дурно пахнущие заплесневелые кочаны!
И называется этот, с позволения сказать, «шедевр» – подумать только! - «Мудрость бедных» (впрочем, к этому творению мы еще вернемся).
А как, скажите, должен воспринимать полотно «Парнас» министр культуры Михаил Кулиняк, который так виртуозно, с юношеским задором управляется правой рукой со смычком, торчащим между ног?
Очевидно, организаторы биеннале и сами в какой-то момент осознали свои вопиющие промахи и попытались их сгладить. Открывают выставку несколько панорамных фоторабот Бориса Михайлова под общим названием «Промзона»:
Но, к сожалению, эта заслуживающая одобрения попытка пробудить в Викторе Федоровиче ностальгию по Енакиевскому коксохиму полностью перечеркнута уже следующим экспонатом, на который буквально натыкаешься в соседнем зале. Остается лишь сожалеть, что автор знаменитых «Клеток» Луиза Буржуа чуть-чуть не дожила до своего столетнего юбилея и не сделает надлежащих выводов из наших нелицеприятных замечаний, носящих, без преувеличения, концептуально-принципиальный характер.
Мало того, что уже внешне это произведение «позбавлене художнього смаку» (говоря словами Л. Подервьянского), и просто поражает, что организаторам выставки не хватило времени (или желания?) привести экспонат в приличный вид хотя бы с помощью косметической покраски. Но еще более настораживает непредвзятого зрителя общий смысл творения г-жи Буржуа.
Автор, очевидно, сочла недостаточным наличие прямых намеков на драматическое прошлое Виктора Федоровича (все эти решетки, нарочитая замкнутость пространства и скудость обстановки) и усугубила свой сомнительный замысел соотнесением его с текущей украинской действительностью, сведения о которой, как известно, на Западе черпают не из восторженных отзывов футбольных болельщиков, а из инициированных нашей оппозицией россказней. Мадам Луиза могла (хотя бы теоретически) услышать об успехах Виктора Федоровича в изучении английского языка, и потому композиция украшена надписями, адресованными непосредственно ему, например:
Или же - еще более вызывающе: «What makes your world go round?»
При поверхностном подходе неподготовленному посетителю выставки может показаться, что это прямой выпад в адрес Виктора Федоровича и его так называемых «фобий», на которые не устает указывать неконструктивное крыло украинских политических маргиналов и которые кое-кто считает движущей силой поступков и решений нашего Президента. Но что вполне простительно скончавшейся в далеком Нью-Йорке француженке, то не извиняет организаторов выставки, сбивающихся порой на язык вульгарной агитки, словно пытающихся превратить «биеннале» в некое «маргинале».
Страх в жизни Виктора Федоровича занимает весомое место, но не в плане вульгарного ужаса перед куриными яйцами (которые в анализируемой работе Буржуа стыдливо замаскированы под «осиные гнезда»),
или перед снайперами, или перед Тимошенко, или, тем более, перед японскими пассажирами, отнюдь, - а в плане мировоззренческом. Судьба распорядилась так, что сам Виктор Федорович внушает безотчетный, граничащий с почтением страх каждому, кто сумеет пробиться к нему через заградотряды охраны, - и это не зависит от должности, которое он в своей жизни занимал, и соответствующих этой должности возможностей. Приведем, например, фрагмент из рассказа популярного политолога Выдрина о своей встрече Виктором Федоровичем, тогда еще премьером: «А вы мне нравитесь», – сказал Виктор Федорович. «Чем же?» – стушевался я. «А вы меня не боитесь… От других еще от двери тянет потом. Это они от страха потеют» (конец цитаты).
Закономерно возникает вопрос: а может ли чего-то или кого-то бояться человек, доводящий других до «пота» одним своим присутствием? При всей кажущейся простоте поставленного вопроса ответ на него далеко не риторический. И не зря этой поистине философской проблемой Виктор Федорович занимался усердно, о чем будущий глава державы заявил еще во времена так называемого «Майдана»:
- Я же занимался философией. Взаимосвязи и взаимообусловленность – главные законы диалектики. Давайте так. Откуда появляется сила страха? Я прошел через испытания. И я знаю. Сила страха загоняет людей в такое... Они становятся сильными. Они не видят выхода, и появляется сила, которую не победить.
– А когда появляется выход, сила страха слабеет. Это очень важно. Надо дать выход. Ум позволяет снизить силу страха. Если он есть.
– Я знаю женщин. Я изучал женскую философию. Я однолюб. Я только женщин люблю (конец цитаты).
К теме «женской философии» мы еще вернемся при продолжении разговора об увиденном на выставке (как и к творчеству г-жи Буржуа и других авторов биеннале), а пока прервем наш обзор в надежде, что организаторы выставки с пониманием отнесутся к указанным просчетам и недоработкам и засучив рукава примутся их исправлять.
(продолжение следует)
Евгений Косячков, ОБКОМ