• середа

    27 листопада, 2024

  • -1.2°
    Похмуро

    Миколаїв

  • 27 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • -1.2° Похмуро

Большое путешествие маленькой компании

Идея посетить близлежащие населенные пункты возникла давно, но только в последний день весны, а именно 31-го мая, наша небольшая группа смогла собраться в одном месте в одно время. Основная цель экспедиции – собрать материал по казацким захоронениям и захоронениям Великой отечественной войны.

Для любого горожанина каждый выезд за город сродни посещению другого измерения. Здесь тихо и просторно даже на дороге, поют птички, которых мы однозначно определили как жаворонков и пахнет непонятно чем из прицепа ползущего впереди трактора. В общем, рай.

КАПУСТИНО

Началось наше путешествие в селе Капустино с поисков сначала центра села, а затем и кладбища. Одна из достопримечательностей села – человек, который показывал нам дорогу. То, как он это делал, передать на письме невозможно, но охарактеризовать одним словом – харизматично!

После долгих поисков мы, наконец-то, нашли… стоянку самолетов Ан-2. Мало того, один из них вырулил на взлетную полосу и, разогнавшись, плавно поднялся в небо.

Кладбище мы все-таки потом нашли, но какие-либо старые захоронения там отсутствовали.

НОВОМАТВЕЕВСКОЕ

По разбитой дороге, изрисованной следами торможения машин, мы с горем пополам добрались до села Новоматвеевское. Собственно, селом назвать это тяжело – две-три небольших улочки, но на кладбище нашли то, за чем ехали – старинные каменные кресты. Их сохранилось всего два, но и этого достаточно, чтобы понять, что село старое, и ему не одна сотня лет.

КАНДЫБИНО

От Новоматвеевского до Кандыбино две минуты езды. Это село было изначальной целью нашего путешествия и наши ожидания не были напрасными. Чем интересно в Кандыбино?

Во-первых, когда-то это было имение генерала Тимофея Даниловича Кандыбы, прославленного якобы Александром Сергеевичем Пушкиным в знаменитой эпиграмме «Рак не рыба, дурак Кандыба, рыба не рак, Кандыба дурак. И так, и сяк Кандыба дурак». Байку эту в селе знают, но на вопрос о генерале только плечами пожимают: «Це Микола Дмитрович знає». К сожалению, нам не удалось встретиться с председателем сельсовета Николаем Дмитриевичем. В тот день он уехал по своим делам. Но мне почему-то кажется, что мы с ним еще встретимся.

Во-вторых, здесь едва не лишили жизни писателя Максима Горького, когда он попытался заступиться за женщину избиваемую своим мужем. Об этом здесь тоже помнят, а если попросите, то покажут и место, где когда-то был фонтан Горького.

В-третьих, в Кандыбино родился врач Николай Иванович Калиниченко, знаменитый тем, что в 1968 году, будучи в плаванье на китобойной флотилии, в жуткий шторм сам себе зашил разорванную брюшную полость. Мы знали, что в селе есть музей доктора Калиниченко, но ни в этот музей, ни в школьный, попасть не смогли – выходной день…

В Кандыбино оказалось много родников с удивительно чистой водой, а недалеко от них сохранился мост, по которому проехал Пушкин, чтобы посетить тут же стоявшую таверну.

Приятно удивило то, что взрослые и дети здоровались с нами, несмотря на тот факт, что видели нас в первый раз. Курьезный случай произошел на двенадцатикилометровом участке дороги от Сильвестровского до трассы на Новую Одессу. Мы уже проехали половину дороги, когда увидели идущих навстречу юношу и женщину. Возможно, мать с сыном ездили в город и не дождавшись автобуса из Новой Одессы, пошли в свое село пешком. Неожиданность заключалась в том, что, поравнявшись с нашим автомобилем, они приветствовали нас кивком головы. Спасибо вам, люди, в городе такое не увидишь…

Что еще есть в Кандыбино? Конечно, воинский мемориал с именами воинов, погибших при освобождении села и односельчан, погибших на войне. Была когда-то церковь, но ее разрушили. Вот что о ней говорил Дмитрий Иванович Заковоротний в книге «Храмы Прибужья»: Церковь Святого Александра Невского – каменная однопрестольная. Построена правительством в 1893 году. Прихожанами церкви являлись также жители Новоматвеевки, Селивестровки и других близлежащих деревень.

И напоследок о…скворечниках. Они почти на каждом дереве в школьном дворе. Примечательно, что многие из них подписаны, например, «2 класс». Тяга к знаниям присуща и скворцам...

Комментарии от "коллег по поездке":
1.    В сельском магазине оказался довольно неплохим кофе. Хотя он был и растворимый, но качество воды оказалось на высоте. К сожалению, мы не уточнили используют они очищенную или с родников.
2.    Дружелюбие местных жителей натолкнуло нас на мысль устроить туда экскурсию. Контакты остались, план есть.
3.    По пути к Кандыбино по безлюдным грунтовым дорогам встречается множество диких птиц. Одна из куропаток была настолько любопытна, что выскочила перед нами на дорогу, сначала бежала впереди машины, а затем и вовсе остановилась возле нас, позируя и рассматривая незваных гостей.
4.    «В детство с головой» - именно так я себя почувствовала, найдя куст с «пищалками». В считанные секунды сделав «пищалку», я самозабвенно свистела на всю улицу! Что еще надо для счастья?

СИЛЬВЕСТРОВСКОЕ

Чтобы попасть в него, надо проехать мимо «моста Пушкина» по невесть откуда взявшейся здесь брусчатке. Через несколько сот метров мы въехали в деревню, состоящую из нескольких полуразрушенных домов, в которых, как оказалось, живут люди. В одном дворе семья активно отдыхала, в другом пасечник возился с ульями, а в третьем словоохотливый хозяин рассказал что знал о Сильвестровском и Кандыбино.

Сильвестровское получило свое название от Сильвестра Гайченко, соседа и соратника Тимофея Кандыбы. По состоянию на 1906 год в Сильвестровском насчитывалось 28 дворов и 216 жителей обоего пола. Когда-то в балке между Кандыбино и Сильвестровским был фонтан Горького, который поил оба села. В годы советской власти в села решили провести воду, но сделали это неправильно, в результате вода из фонтана ушла.

Попутно мы узнали и то, как появился фонтан. Алексей Максимович, подходя в Кандыбино, хотел пить, но колодцев поблизости не было. Писатель обратил внимание, что почва вокруг него очень влажная. Он стал разгребать руками землю и раскопал родник, потом на его месте появился фонтан. Красивая легенда, но вряд ли кто скажет сейчас, что именно так все и было. А от попытки провести воду в Сильвестровском осталась ржавая конструкция, которую называют водонапорной башней.

На маленьком деревенском кладбище есть немало каменных крестов. Рядом с кладбищем мы увидели двух пасущихся лошадей – вот и все достопримечательности этой умирающей деревни. Но почему-то именно Сильвестровское произвела на нас наибольшее впечатление. Отчего бы? На этот вопрос каждый из нас ищет ответы самостоятельно…

Комментарии от "коллег по поездке":

Да, именно это село оставило наибольшее впечатление, а именно:
1.    Почему на современной карте, в учетной карточке Верховной Рады, в «Истории городов и сел» село называется Сильвестровское (Сільвестрівське), а на остановке надпись «Сельвестровка» и сами жители так ее называют?
2.    Почему село совсем маленькое (одна улица), но дома из довольно неплохого ракушняка с росписными стенами и заборы с массивными воротами? Что же там было раньше? Там проходил тракт Елисаветград - Николаев. 
3.    Не сохранились усадьбы ни Кандыбы, ни Сильвестра Гайченко, хотя они явно должны были быть самыми большими и крепкими домами в селах.

НОВОПЕТРОВСКОЕ

Дальше наш путь лежал в Новопетровское. Мы ехали по грунтовой дороге вдоль посадки, обсуждали увиденное и снова наши мысли вернулись к Сельвестровке и Кандыбино. Мы вдруг захотели, чтобы цивилизация не добралась в эти места и не испортила этих удивительно добрых и воспитанных людей. Конечно, у них есть и мобильные телефоны, и компьютеры и другие технические чудеса, но жители всё еще предупреждают, что у них ловит только «МТС», а звонить через «Киевстар» бесполезно. Кандыбинцы дают совершенно незнакомым людям телефоны своих односельчан. Может быть, думают, что и мы такие же, как они – вежливые и воспитанные?

В Новопетровском с нами уже никто из встречных не здоровался, да и само село в центре напоминало больше городской микрорайон: огромный дом культуры, пятиэтажные дома, современный торговый центр. Уютная площадь засажена обычными и голубыми елями. В советские времена голубые ели высаживали только в столицах и крупных городах.

Из других достопримечательностей – церковь Святого Николая Чудотворца. Снова цитирую Д.И.Заковоротнего: «Впервые упоминается на карте Исленьева в 1779 году. Основана поселенцами «Нововербованного казачьего полка». По решению архиепископа Никифора, «по великому недостатку церквей в этом крае» освящена 18 августа 1786 года. При церкви была церковно – приходская школа. Как и большинство сельских церквей, церковь Святого Николая Чудотворца была разрушена».

Сейчас она восстанавливается, недавно установленный купол еще не утратил своего блеска.

Рядом с церковью, по сути, в ее дворе – несколько воинских памятников. Большой мемориал посвящен солдатам, партизанам и жителям села, погибшим в годы великой Отечественной войны. Около него – памятник трем партизанам, погибшим в 1919 году от рук кулаков. Совсем близко от них - могила партизан 1919 и 1941-1944 годов. Еще один памятник односельчанам – участникам войны мы обнаружили на сельском кладбище.

Каменных крестов на кладбище оказалось много, но … немало их свалено в одну кучу, часть сложена у ограды, остальные, хоть и остались пока на своих местах, но, видимо, также ждут своего часа.

И напоследок о том, что нас приятно поразило: в селе есть общественный туалет. Вроде бы мелочь, но показатель культуры, по крайней мере тех, кто придумал его установить рядом с центральной площадью. За это отдельное спасибо.

СЕБИНО

В советские времена историки и краеведы особо не жаловали Себино своим вниманием. Сужу по«Истории городов и сел УССР. Николаевская область. Киев, 1971 г.». Там село упоминается целых ... два раза.

Мы же поняли, что Себино уже существовало в конце 18-го века. Об этом свидетельствует каменный крест на кладбище, датированный 1799-м годом. Церковь Святого Архистратига Михаила появилась ровно через сто лет – в 1899-м году. При ней также была церковно–приходская школа. В селе сохранилось два старинных здания, одно из них вполне могло быть школой. Тем более, что на дверях сохранились кресты. Что касается самой церкви, то она тоже в стадии восстановления после разрухи.

Памятников погибшим воинам в селе несколько, но что неприятно поразило, так это то, что воинский мемориал, восстановленный в 2010-м году на деньги местных предпринимателей Виталия Владимировича и Валентины Федоровны Точеновых, а также Валерия Александровича Хана, зарос травой. Видно, День Победы прошел мимо этого мемориала…

Зато казачьими захоронениями мы остались довольны - их оказалось немало, и в хорошем состоянии.

Комментарии от "коллег по поездке":
1.В годы немецко-фашистской оккупации в селе действовала подпольная группа, входившая в организацию «Николаевский центр». А в ночь на 9 октября 1942 года неподалеку от села на парашютах были выброшены Шура Кобер и Витя Хоменко после их похода в Москву. Возле сельской школы установлен памятный знак пионерам-героям.
2. Себинцы хоронят своих близких на новом кладбище, в отличии от других сел, которые сносят казацкие кресты в сторону. Именно поэтому на старом кладбище образовался в центре «пустырь» в котором можно идентифицировать наличие старых захоронений.

ГУРЬЕВКА

Последнее село в нашем путешествии – Гурьевка.

Село возникло в 1769-м году, за пять лет до подписания Кючук–Кайнаджирского мирного договора. Его основателями являлись солдаты арнаутского полка, переведенные сюда для освоения новых земель. В 1787-м году, после окончания очередной войны с турками, жители Гурьевки вошли в состав Бугского казачьего полка.

До 1786 года в селе была деревянная церковь, а в 1786-м вместо нее построили каменную. В 1834-м году церковь за счет общины перестроили, и о том, что здесь жили казаки, говорит и название церкви – Покрова Святой Богородицы, которая, как известно, была покровительницей казаков.

Кроме этого, в Гурьевке есть еще воинский мемориал, удивительный колодец, вернее, каменная надстройка над ним, напоминающая изящно вытесанную из камня остановку. Может, так и было задумано: остановись, человек, попей воды из колодца. 

Совсем рядом, на берегу Южного Буга, есть место, где некогда была переправа. Теперь все заросло деревьями и камышом, а когда-то можно было переправиться на тот берег прямо возле усадьбы Бредихина. Ее хорошо видно на противоположном берегу даже сквозь густые заросли деревьев.

Мы еще долго ходили по гурьевскому кладбищу, мокрые до колен после только что прошедшего дождя, но кто же обращает внимание на такие мелочи…

Комментарии от "коллег по поездке":
Через край села проходят линии высоковольтных передач, которые направлены через реку в сторону с.Петрово-Солониха. Характерное гудение и нехарактерное потрескивание было слышно и над кладбищем, что вынуждало в условиях грозы ускорить осмотр и фотографирование казацких крестов, которых и здесь оказалось довольно много.

Наша поездка не претендовала на фундаментальное краеведческое исследование, но и того, что мы увидели и услышали, хватит изучать на несколько месяцев. Уже на обратном пути мы пришли к выводу, что эта поездка – не последняя. Мест в Николаевской области, где мы еще не бывали, очень много.

Николай Пономаренко, Николаевский Базар.

Фото: Дмитрий Оранскогий и Светлана Крыщенко.

Реклама

Читайте також: